|
«ДОБРО И ЗЛО - МЫ ВЫБИРАЕМ!» Cодержание: Добро и зло, материальное и духовное. Что мы выбираем для чтения? Магия и колдовство, экстрасенсы и целители – чем они опасны? "Игра в карты” – кто остается в дураках? Выбор известного певца Н.Гнатюка. Помните знаменитое: "Крошка-сын к отцу пришел, И спросила кроха: "Что такое хорошо И что такое плохо?” Пожалуй, это самый сложный вопрос, который нам приходится решать в жизни. Чего же надо пуще всего желать и к чему стремиться, а чего всеми силами избегать и опасаться? Cегодня у нас все смешалось. Где хорошо, где плохо – многие уже ориентируются с трудом. "Хорошо” просто так не сваливается на голову, над ним надо немало потрудиться: это и дела милосердия, и дружеской помощи, и участия, сострадания ближнему человеку. Зло же искать долго не надо. На прилавках магазинов, в киосках – учебники по магии, словари матерной ругани. Там даны все рекомендации, как стать на путь зла. На обложках многих современных "творений” литературы – обнаженные тела, страшные, нечеловеческие гримасы на лицах… Такое ощущение, что мы утеряли что-то главное… Иван Ильин. ГЛАВНОЕ Жил однажды чудак – он потерял "главное”. Он был очень богат и имел все из вещей, что может себе только пожелать; и тем не менее у него не было чего-то, чего он даже и назвать не мог. Он так много мог, он почти все смел; но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мертвой. Ничто не радовало его, и постепенно его богатство становилось непосильным бременем. Тогда он пошел к старой бабусе, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы, и рассказал о своей беде. -- Отправляйся в большой мир, -- сказала старуха, -- ищи пропавшее; твое несчастье велико – тебе не хватает "главного”, и пока ты его не найдешь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой. И несчастный отправился на поиски… Эта сказка всегда мне приходит на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. Как богато человечество благами низшего порядка. И будет делаться все богаче. Пространство будет побеждено, воздух будет завоеван, таинственные свойства материи будут открыты и ими овладеют; добьются невозможного, услышат неслыханное. Все новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение. Но главное отсутствует… Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни. Он должен отправиться на поиски. И пока он не найдет главного, беды и опасности будут подстерегать его все чаще и чаще… Пока он не вернется к откровению Христа и не станет вновь Его исповедовать. *** Заметьте, мы все устремлены в первую очередь к материальному. И на недостаток материального благополучия списываем все наши беды! Как же вы объясните, что Швеция – самая благополучная в мире страна по уровню жизни -- стоит на первом месте по числу самоубийц?.. Оказывается, благополучие материальное не делает человека счастливым. Вот еще тому пример. Кодак (всем известны фотоаппараты фирмы "Кодак”) был образованным человеком, большим меценатом. Он очень любил искусство, музыку. Все, казалось, у него есть: деньги, почет. И все-таки не хватало чего-то, что дает человеку удовлетворение, душевный покой, истинное счастье. В итоге жизнь перестала представлять для него ценность, и он покончил жизнь самоубийством… Душа не насыщается внешними благами. Если в ней нет веры в Бога, все остальное очень быстро теряет всякий смысл. Даждь Ми, сыне, твое сердце… -- просит, зовет Господь. Только где оно, наше сердце? И есть ли оно еще? А если есть, то наполненное житейским: стремлением к выгодам, богатству, развлечениям. Человека преследуют неудачи, нужда, болезнь. Или мечты и желания обуревают, которые так хочется осуществить! "Да разве я достоин такой жизни, -- думает он, -- я этого не заслуживаю! Жизнь должна быть ярче, лучше и сытнее, здоровье должно быть крепче, я обязательно должен добиться чего-то такого особенного”... А не получается! И вот человек этот (что происходит не так уж редко) идет к колдуну, магу, экстрасенсу, ворожее -- готов обратиться к самому дьяволу через любых посредников за помощью! И случается так, что после этого он становится… благополучен и здоров, ему начинает "везти”, он достигает цели, "приподнимается”… Тот, кому известны хотя бы в общих чертах законы невидимого мира, знает, что законы эти гораздо жестче гражданских, уголовных или законов материальной природы. Не схитришь, не отвертишься, и никакая справка не поможет! Невидимый мир населен личностями. И если мы призываем имя личности, персоны невидимого мира со внутренней готовностью предать себя во власть ей, то личность отзывается и входит во взаимодействие с человеком.. Удивительно: словно некий рок заставляет человека, который глубиной сердца возжелал мирских удач, успеха, славы, денег обращаться к силам тьмы. И вот тогда невидимо вырастает за плечом человека ангел преисподней. Вдруг происходит какая-нибудь встреча или знакомство, а дальше – окончательный выбор… В делах материальных мы стали куда как осторожны: запираем двери от воров, устанавливаем охранные сигнализации… Только вот душа наша – словно проходной двор, распахнутый настежь. Заходят туда все, кому не лень, а иные и пожить остаются. И человек сам себе будто уже и не принадлежит! Действуют в нем неведомые силы помимо его воли и сознания. Такие состояния бывают на каждом шагу. Это все состояния страсти: похоти, плотской чувственности, гнева, неудержной тяги к спиртному, азартной игре. Врачами болезнь эта не лечится. Когда человек "влечется” против воли, против сознания, когда он мучается, страдает, борется и все-таки бессилен, когда сила это совершенно объективна в человеке, как второе "я”, когда она сознается как нечто чуждое и враждебное ему,-- научное объяснение мало что дает. Тут чужая сила, сила разрушения и зла, тут человек уже не свободен, он связан темными силами. Зло не выносит Света, с которым ему приходится сталкиваться. Например, почему распутная женщина не выносит присутствия стыдливости и целомудрия? Сейчас же у нее рождается раздражение, злоба. Почему (и такое часто бывает) мать или отец поносят, преследуют свою дочь или сына, если они стали на путь Божий? Кажется, если дочь пойдет "гулять”, им будет легче, нежели когда она в храме. Почему это? Почему у некоторых людей при встрече с духовным лицом или даже светским церковным человеком просыпается дух злобы? Да потому, что все это явления одержимости под влиянием силы зла. Тьма не выносит света, отрицающего ее, и поднимает злобу ада. Глубоко ошибаются те, которые думают, что магия, колдовство, ворожба ограничиваются невразумительными заклинаниями, возжиганием свеч и факелов, элегантно-жутковатыми пассами. Все это далеко не спектакль. И вы, придя даже из любопытства на сеанс к кому-либо из них, уже попадаете под воздействие темных сил. Вы сделали первый шаг, вы преступили. Но ведь все в жизни кончается! И благополучие, купленное невыразимо высокой ценой – ценой бессмертной нашей души тоже! А там придется пред Богом держать ответ за свои поступки. Так какой же смысл? Нет смысла! В том-то и дело, что зло и цель зла – утверждение полного абсурда, бессмыслицы, ненависти, безумия. Родители одного мальчика (этот случай был описан в московской газете "Час Пик”) пригласилиэкстрасенса, чтобы тот избавил их сына от астмы и диабета. На какое-то время мальчику и впрямь стало легче, и экстрасенс удовлетворенно объявил, что высшие космические силы покровительствуют пациенту. Он запретил ребенку принимать лекарства. Через некоторое время мальчик умер. Но экстрасенсу удалось убедить его родителей в том, что ребенок находится в состоянии особого сна. Это убеждение продолжало иметь силу и тогда, когда труп мальчика стал разлагаться. "Целитель” стоял на своем, говоря, что так "выходит болезнь”, и если отдать в морг, то "космическая связь” с мальчиком прервется… В конце концов, родители, конечно, поняли жуткую реальность. Страшный вопрос: что с душой мальчика, которая бессмертна? Где сейчас эта душа?.. Едва ли не в каждой деревне найдется знахарь или ворожея, и многие, так и не найдя дорогу к храму, спешат "избавиться от болезни” или узнать судьбу. "Да она верующая, вон, молитвы читает, отделывает сглаз, порчу!” -- так защищают "целительницу” ее посетители. И действительно! Шепчет "целительница” вроде как бы и молитвы, да еще советует (если ты православный) и в церковь сходить, и свечку поставить. Только ведь это смеется сатана над тем, как православный человек нимало не сумняшеся предает веру и Бога! А гадатели?! И те, кто занимается гаданием, и те, кто спешат выведать судьбу у ворожеи, впадают в большой грех. В ворожбе "на помощь” гадалке приходят бесы-предсказатели и мы, доверяя им, прислушиваясь к ним, теряем божественную защиту и становимся доступными для их козней, входим в контакт с нечистой силой. Не удивляйтесь, если вскоре случится неприятность или беда с вами или с кем-нибудь из ваших близких! Кто остается "в дураках”? Помните известную песенку из фильма "Бременские музыканты”? Говорят, мы бяки-буки, Как выносит нас земля? Дайте, что ли, карты в руки Погадать на короля… Не правда ли, так хочется узнать, что там, впереди? Кто, он, будущий суженый, – блондин или брюнет? Гадание – вещь довольно распространенная. Только известно ли вам, что брать в руки карты вообще не подобает христианину? Ни для гадания, ни для игры "в дурака”. Посудите сами, что такое карты? Так называемые "игральные карты”, имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесообщения. Все четыре картежные масти подразумевают не что иное, как КРЕСТ ХРИСТА вместе с другими почитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть всем, что было орудиями страдания и смерти Спасителя. Возьмем ту же игру "в дурака”! По своему невежеству многие, перекидываясь "в дурака”, тем самым хулят Господа! Беря, к примеру, карту с изображением креста "трилистника” (то есть Креста Христова) и швыряя ее небрежно со словами – прости, Господи! – "трефа”, что в переводе с идиш означает "скверный” или "нечисть”! Вы представляете, что такое игральные карты? Это осквернение христианских святынь на радость бесам. А гадания – не что иное, как поиск бесовских откровений. Картежная масть "вини”, или "пики”, как еще ее называют, хулит евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Картежная масть "черви” хулит евангельскую губку на трости. Как и предупреждал Христос устами царепророка Давида, "дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом”(Пс.68;22). Картежная масть "бубны” хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Надо ли после этого говорить, что человек, прикасающийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехе богохульства и кощунства, имеет гарантированную прописку в аду?! Оставим же картежные игры, гадания, чтобы страшный грех этот не погубил наши души и не пало наказание Господне на наших потомков! Помните строки Александра Сергеевича Пушкина? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Как мы живем сегодня, мы знаем. Сладкие звуки молитв знакомы, к сожалению, далеко не многим! Иначе жили наши предки, иным духом была пронизана их жизнь, быт. Об этом мы узнаем более подробно, прочитав рассказ Никифорова-Волгина. *** В.А.Никифоров-Волгин. "Великий пост”. Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый понедельник. Мать послала меня в церковь "к часам!” и сказала с тихой строгостью: "Пост да молитва небо отворяют!” Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снетки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в Чистый понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и великатно: -- Грибочки монастырские! -- Венички для очищения! -- Огурчики печорские! -- Снеточки причудские! От мороза глубокий дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила знобкая радость: скоро весна, скоро Пасха и от мороза только ручейки останутся! В церкви прохладно и голубовато, как в снежном утреннем лесу. Из алтаря вышел священник в черной епитрахили и произнес никогда не слышимые слова: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый! Того, Благой, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся”… Все опустились на колени, и лица молящихся, как у предстоящих перед Господом на картине "Страшный суд”. И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около Распятия стоит чиновник Остряков и тоже крестится, а на масленице похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога. Все молятся, и только церковный староста звенит медяками у свечного ящика. За окнами снежной пылью осыпались деревья, розовые от солнца. После долгой службы идешь домой и слушаешь внутри себя шепот: "Обнови нас, молящихся… даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”. А кругом солнце. Оно уже сожгло утренние морозы. Улица звенит от ледяных сосулек, падающих с крыш. Обед в этот день был необычайный: редька, грибная похлебка, гречневая каша без масла и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол, долго крестились перед иконами. Обедал у нас нищий старичок Яков, и он сказывал: "В монастырях, по правилам святых отцов, на Великий пост положено сухоястие, хлеб да вода… А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды в день и только вечером”… Я задумался над словами Якова и перестал есть. -- Ты что не ешь? – спросила мать. Я нахмурился и ответил басом, исподлобья: -- Хочу быть святым Ермом! Все улыбнулись, а дедушка Яков погладил меня по голове и сказал: -- Ишь ты, какой восприемный! Постная похлебка так хорошо пахла, что я не сдержался и стал есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще. Наступил вечер. Сумерки колыхнулись от звона к великому повечерию. Всей семьей мы пошли к чтению канона Андрея Критского. В храме полумрак. На середине стоит аналой в черной ризе, и на нем большая старая книга. Много богомольцев, но их почти не слышно, и все похожи на тихие деревца в вечернем саду. От скудного освещения лики святых стали глубже и строже. Полумрак вздрогнул от возгласа священника – тоже какого-то далекого, окутанного глубиной. На клиросе запели – тихо-тихо и до того печально, что защемило сердце: "Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися”… К аналою подошел священник, зажег свечу и начал читать канон Андрея Критского: ”Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию, но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление”. После каждого прочитанного стиха хор вторит батюшке: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя” … Долгая, долгая монастырская строгая служба. За погасшими окнами ходит темный вечер, осыпанный звездами. Подошла ко мне мать и шепнула на ухо: -- Сядь на скамейку и отдохни малость… Я сел, и охватила меня от усталости сладкая дрема, но на клиросе запели: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Я смахнул дрему, встал со скамейки и стал креститься. Батюшка читает: "Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою”… Эти слова заставляют меня задуматься. Я начинаю думать о своих грехах. На масленице стянул у отца из кармана гривенник и купил себе пряников; недавно запустил комом снега в спину извозчику; приятеля своего Гришку обозвал "рыжим бесом”, хотя он совсем не рыжий; тетку Федосью прозвал "грызлой”; утаил от матери "сдачу”, когда покупал керосин в лавке, и при встрече с батюшкой не снял шапку. Я становлюсь на колени и с сокрушением повторяю за хором: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя”… Когда шли из церкви домой, дорогою я сказал отцу, понурив голову: -- Папка! Прости меня, я у тебя стянул гривенник! – Отец ответил: "Бог простит, сынок”. После некоторого молчания обратился и к матери: -- Мама, и ты прости меня. Я сдачу за керосин на пряниках проел. – И мать тоже ответила: "Бог простит”. Засыпая в постели, я подумал: -- Как хорошо быть безгрешным! *** Вопросы к ученикам: 1. Жизнь наших предков проникнута верой в Бога. Каковы ценности нашей современной жизни? 2. Ваши жизненные ценности? 3. Что такое пост? 4. Что означает "быть христианином?” ПЕВЕЦ НИКОЛАЙ ГНАТЮК Кто не помнит "Танец на барабане”, "Птицу счастья”, "Малиновый звон”, "Зорьку алую”?.. Эти песни в исполнении народного артиста Украины Николая Гнатюка были очень популярны в бывшем СССР. А победы на фестивалях в Сопоте и Дрездене принесли Николаю европейское признание. С певцом беседует Руслан Новакович: -- … Что важнее, по-вашему, для вокалиста – талант или реклама? -- Совесть. -- А ваша песня, какая сегодня она? -- Та, которая угодна Богу. Петь для людей – это то же, что петь для Бога. Поэтому-то и нельзя в песне грешить… Как есть белое и черное, так есть и музыка добрая, а есть -–разрушающая. Я считаю, что определенная доля греха за то, что происходит в мире, лежит и на музыке. Песня должны вести к духовным высотам, а не к славе. Тщеславие рано или поздно уничтожает своего пленника. -- Ваша песня соразмерная вашему мировоззрению. Вы нашли себя в себе, а нашли вы ту песню, о которой мечтали? -- Нашел "Малиновый звон”, "Час рикою пливе”, ”Келию” (о преп.Ксении Петербургской)… Это глубокая поэзия, раздумье. Но я не удовлетворен своим творчеством в целом. Я интуитивно осознаю, что мог бы сделать больше… Но вот послушав "Келию” иеромонаха Романа, я ощутил, что это моя тема… -- Тема или путь? -- Может, и путь…. "Пути Господни неисповедимы”. -- Люди по-разному приходят к Богу. Как пришли к Богу вы? -- Где-то в подсознании вера была с детства. Но к Богу я шел шаг за шагом долгие годы. Мы всю жизнь идем к Нему. В детстве на огороде я нашел священнический крест. И он до сих пор со мною… Крестился я в 21 год в Одессе. Я туда приехал после Ровенского музыкального педагогического института. А накануне отъезда увидел сон. Вижу вокзал, а около него – величественный собор. Когда приехал в Одессу и вышел на привокзальную площадь, -- о, чудо! – предо мною предстал тот самый храм. -- Да, но тогда этот храм был без крестов, в нем располагался планетарий… -- И, тем не менее, это было знамение. Я поселился на спуске Кунгуна 1, на квартире у дворника. Во дворе было много жильцов, все общались и заходили в гости. Один из соседей оказался старостой церкви. Он-то и спросил меня: крещен ли я? И узнав, что нет, предложил покреститься. Моя душа возликовала в тот момент, я сразу дал согласие. Позже я понял, что в Одессу я приехал именно для этого. |