|
Сила материнской любви Содержание:
Есть ли среди привязанностей наших чувство более святое, более чистое, сильное и бескорыстное, чем любовь к матери? Все наши чувства преходящи: даже самые тяжкие горести изглаживаются временем, и только материнское сердце никогда не может забыть о детях своих. Сердце матери отзывается на всякое событие детей ее – горе и радость, счастливая или несчастная перемена на их земном пути. Слезы ее святы и трогательны, как и радость, ибо и то, и другое идут от глубины души, живущей жизнью детей. А все ли мы умеем ценить эту любовь и эти слезы? Как часто многие считают их проявлением излишней женской чувствительности и остаются к ним равнодушными. А между прочим, какой это бесконечный источник несокрушимой любви – сердце матери! Несокрушима эта любовь, потому что даже равнодушие, непокорность и порочность детей не могут сломить ее. Мать скорбит о поведении детей, проливает слезы, страдает. Но не отворачивается от них. Пусть все – и друзья, и знакомые, и коллеги отвернутся от тебя, мама не отвернется никогда. Мать оплакивает духовную смерть ребенка и в горести припадает ко Господу, моля вернуть его на путь истинный, помочь избавиться от пороков и слабостей. И мы знаем, что эти слезы и молитвы не пропадают даром. Так плакала Моника, мать Блаженного Августина, убиваясь над беспутным поведением сына в юности. Она была образцом матери-христианки, посвятившей всю жизнь тому, чтобы воспитать детей истинными христианами. Но любимый сын ее Августин, посланный для обучения в чужие страны для получения образования, увлекся там дурным примером товарищей и лжеучением манихеев и погряз в пороках. Его богохульные речи привели в ужас мать, которая дни и ночи проводила в слезах, умоляя Господа о вразумлении сына, о спасении его погибающей души. И Господь услышал ее молитвы, чудесным образом приведя ее сына, которому впоследствии суждено было стать подвижником и деятельным слугою Церкви Христовой, к Себе. Вот какова сила молитвы и слез матери! * У темной Знаменья иконы, в ночь, елей Лампадный теплится; я ж отрок, перед ней Один молясь, не знал, что кров мой был каютой Судна, носимого во мраке бурей лютой, Что голосами тьмы не бес меня пугал, А в доски бьющийся осатанелый шквал, Что малый, кроткий свет, по серебру скользящий, Елея данью был, валы миротворящий. В. Иванов *** В Царском Селе, близ Санкт-Петербурга, в придворной Знаменской церкви – чудотворная древняя икона "Знамение Богоматери”. Икона эта прославлена многими чудесами и окружена благоговейным почитанием жителей как Царского Села, так и самого Петербурга. Проживавшая некогда в Санкт-Петербурге смоленская помещица Е.Н. Дудинская имела сына, служившего на флоте офицером. Он должен был по службе отправиться на Черное море на корабле "Ингерманланд”. Перед отправлением сына в дальний путь мать приехала в Царское Село, чтобы отслужить молебен о его здравии и благополучии перед иконою "Знамение”. После молебна госпожа Дудинская, встав перед образом на колени, воскликликнула: ”Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда, Ты мне его возвратишь и со дна моря!” И вот во время плавания корабль попал в страшную бурю и подвергся полному крушению, так что весь экипаж его был выброшен в море. Среди прочих членов его был и сын г-жи Дудинской. Предчувствуя неизбежную смерть, он вдруг вспомнил о царскосельской иконе и с верой призвал на помощь Матерь Божию, взывая к Ней: "Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне, спаси меня для нее.” Волна так сильно ударила его, что он, едва успев сказать эти слова, лишился чувств. Когда же пришел в сознание, то увидел себя на берегу и возблагодарил Богородицу за свое спасение. Дивно чудо Матери Божией, Которая по вере и молитве матери в час безысходной гибели спасла ее сына. Никогда Матерь Божия не оставляет нас, всегда спешит на помощь! *** И. Бунин. МАТЕРИ Я помню спальню и лампадку, Игрушки, темную кроватку И милый, кроткий голос твой: "Ангел-хранитель над тобой!” Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была? *** Н. Рубцов. Аленький цветок. Домик моих родителей Часто лишал я сна. -- Где он опять, не видели? Мать без того больна. -- В зарослях сада нашего Прятался я, как мог. Там я тайком выращивал Аленький свой цветок. Этот цветочек маленький Как я любил и прятал! Нежил его, -- вот маменька Будет подарку рада! Кстати его, не кстати ли, Вырастить все же смог… Нес я за гробом матери Аленький свой цветок. **** Молитва матери со дна моря достанет. Народная мудрость. **** О ДАРОВАНИИ ЧАДА ПО МОЛИТВЕ МАТЕРИ Господь особенно выделил из всего еврейского народа два рода: царя Давида и первосвященника Аарона. Из первого рода вели свое происхождение все цари, а из второго – все архиереи. Святой Иоаким, отец Девы Марии, происходил из царского рода Давидова. Анна, мать Пресвятой Богородицы, была дочерью священника из рода Ааронова. Супруги Иоаким и Анна жили в тихом, незаметном галилейском городке Назарете. Помимо того, что оба они были знатного и славного происхождения, Иоаким и Анна имели большое состояние. Но богатство не мешало жить им праведно. Они старались исполнять Закон Божий, посещали храм в праздничные дни и много молились дома. Добрые сердца их не могли смотреть на нищету ближних, а потому свои доходы они делили на три части: две трети отдавали на нужды храма и одну третью часть раздавали нищим. Не было в те времена людей более благочестивых, более угодивших Богу, чем праведные супруги. Они заслуженно пользовались всеобщим уважением. Казалось бы, живи – и радуйся! Но глубокая, многолетняя скорбь омрачала их сердца: святые Иоаким и Анна были бездетны. В те далекие времена бездетность считалась тяжким наказанием Божиим за явные или скрытые грехи родителей, проклятием за нарушение Закона. Более 50 лет со слезами, не теряя надежды, молились Богу неутешные супруги и просили даровать им в утешение ребенка. Но Господь словно не слышал их. Однажды в большой праздник праведный Иоаким вместе с другими благочестивыми израильтянами принес в Иерусалимский храм свою жертву Господу. Первосвященник у всех принял жертвы, кроме святого Иоакима, публично обвинив его в тяжком тайном грехе перед Богом. Почтенный старец, униженный и оскорбленный, в горькой печали ушел в глубь пустыни и с плачем умолял Господа снять с него поношение бесплодия и даровать дитя. В течение сорока дней не принимал он никакой пищи, только молился. Когда праведная Анна узнала, как первосвященник публично оскорбил ее мужа, после чего тот удалился в пустыню, неутешная боль охватила ее истерзанное сердце: любимый супруг бросил ее одну с таким горем. Анна вышла в сад, и, подняв глаза, увидела в ветвях дерева птичье гнездо с весело щебетавшими птенцами. Трогательное зрелище подкосило ее. Женщина считала себя недостойнее и хуже не только людей, но даже всех зверей и птиц! Заливаясь слезами, упала она на землю в молитве к Богу о даровании ей ребенка, обещая посвятить его Господу. Неожиданно старица услышала тихий и нежный голос: "Анна, Анна! Услышана молитва твоя. Воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились перед Богом. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение. Имя Ей будет Мария.” Сквозь пелену слез увидела она стоящего перед ней прекрасного юношу. Это был архангел Гавриил. Мрачная тьма сменилась радостью. Вера слову Божию и святая надежда воскресили старицу, засветили ее изболевшее сердце, и она поспешила в Иерусалим поблагодарить Господа за Его посещение. В то же самое время Ангел в пустыни явился праведному Иоакиму, сообщив и ему радостную эту весть. Поспешил по слову Ангела Иоаким к Золотым воротам, где нашел свою супругу. Они вдвоем пришли в храм, поблагодарили Господа за Его милосердие и вернулись домой. 9 (22) декабря святая Анна зачала долгожданного ребенка и 8 (21) сентября родила Дочь, Которая стала Утешительницей и Отрадой всего человеческого рода. Имя Ей нарекли Мария, что означает в переводе с еврейского языка "Госпожа”. Вот что значит молитва родителей, идущая от сердца, благочестивая их жизнь и упование на милосердие Божие. Вопросы к ученикам: -- Какими бы вы хотели видеть своих будущих детей? -- Как вы считаете, ребенка нужно воспитывать? -- Какие душевные качества самые важные? *** Вхожу я в тесные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. 25 октября 1902 г. А. Блок. *** Матерь Божия Вот что рассказывает И. В. Киреевский в письме своему другу Герцену. -- Я раз стоял часовне, -- пишет он, -- смотрел на чудотворную икону Божией Матери и думал о детской вере народа, молящегося Ей; несколько женщин, больные, старики стояли на коленях и, крестясь, клали земные поклоны. С горячим упованием глядел я на святые черты, и мало-помалу тайна чудесной силы стала мне уясняться. Да, это не просто доска с изображением. Века целые поглощала на эти потоки горячих возношений, молитв людей скорбящих, несчастных. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Думая об этом, я еще раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных во прах, и на святую икону – тогда я сам увидел черты Богородицы одушевленными. Она с любовью и милосердием смотрела на этих простых людей. И я пал на колени и смиренно молился Ей… Так вера других низвела благодать на равнодушного к ней. И сколько мы видим примеров подобных, когда при виде пламенеющей молитвы и веры в Бога других возгорается и наше сердце к покаянию и молитве и даже перерождению духовному. *** В наших отношениях – родителей и детей, детей и родителей, должны быть любовь и уважение. Не потакание страстям и вседозволенность, то, что часто мы называем любовью (купить самые лучшие игрушки, выполнить любую просьбу), а любовь сердца. Как же узнать его, это чувство, как отличить его от ложных, мнимых проявлений эгоистической нашей привязанности? Дивный гимн любви воспел апостол Павел: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. … А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.” (1 Кор.13) *** Настоящая материнская любовь обнаруживает себя благородством и отвагой, чувством самопожертвования ради своего ребенка. Вот библейский рассказ о Премудром царе Соломоне. Со взаимными жалобами к нему пришли две женщины. Они недавно родили и жили в одном доме. У одной из них ночью умер сын, и она мертвого своего ребенка подложила своей соседке. Живого же ее мальчика взяла себе. Утром женщина проснулась и с ужасом обнаружила рядом с собой чужого мертвого ребенка. Она, естественно, обвинила первую женщину в том, что та украла ее дитя и подменила его своим. И вот обе они обратились к царю, чтобы тот рассудил их и восстановил справедливость. Что же делает царь? Он проводит, как бы сейчас сказали, довольно жесткий эксперимент: "… Подайте мне меч… и рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину одной, и половину другой!” И тогда происходит чудо! Истинная мать совершает поступок духовной красоты. "И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила:” пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите!” (3 Цар. 3, 26) Так царь Соломон определил, кто из двоих родная мать. Он, поставив женщин в предельную ситуацию, "на изломе” проверил подлинность материнских чувств. Настоящая материнская любовь не заставила себя долго ждать. *** И. Бунин. Мать И дни и ночи до утра В степи бураны бушевали, И вешки снегом заметали, И заносили хутора. Они врывались в мертвый дом – И стекла в рамах дребезжали. И снег сухой в старинной зале Кружился в сумраке ночном. Но был огонь – не угасая, Светил в пристройке по ночам, И мать всю ночь ходила там, Глаз до рассвета не смыкая. Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила И, положив дитя к плечу, Все напевала и ходила… И ночь тянулась без конца… Порой, дремотой обвевая, Шумела тише вьюга злая, Шуршала снегом у крыльца. Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом налетал, Казалось ей, что дом дрожал, Что кто-то слабым, дальним криком В степи на помощь призывал. И до утра не раз слезами Ее усталый взор блестел, И мальчик вздрагивал, глядел Большими темными глазами… |