"Крыніца"

Воспитание трудолюбия

КЛАССНЫЙ ЧАС (начальная школа)
Духовно – нравственное воспитание. Воспитание трудолюбия.
(По книге Бориса Ганаго «Об образе Божием»)

Автор учитель Начальных классов Бакунович Галина Михайловна

Тема          Духовно – нравственное воспитание. Воспитание трудолюбия.
Цели          Прочитать и проанализировать сказку Бориса Ганаго «Мудрая пчелка» из книги «Об образе Божием».
Развивать умение рассуждать и анализировать прочитанное, прививать любовь к трудолюбию и порицание к празднословию.

 

 
I.                  Организационный момент
Учитель обращает внимание детей на эпиграф написанный на доске
Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных писаний».
  Святитель Василий Великий
 
- Сегодня мы поговорим с вами на духовно – нравственную тему, прочитаем произведение Бориса Ганаго и поймем в результате этого о чем говорилось в нашем эпиграфе Святителем Василием Великим
 
 
II.           Вступительная беседа
– Какая  пора года сейчас наступила? (Весна)
– Послушайте стихотворение)
 
слайд №2
С изображением
весны
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать
                                  (А.С. Пушкин)
– О каких приметах весны говорится в этом стихотворении?
слайд №3
С изображением
пчелы
Отгадайте загадку. Отгадка поможет вам понять и отгадать название произведения, которое мы будем читать.
С цветка на цветок летает
Божественный мед собирает.                        (Пчела)
 
III.          Работа над произведением                       
1.      Чтение сказки
– Наше сегодняшнее произведение называется «Мудрая пчелка» и это сказка.
После прочтения вы назовете главных героев этой сказки.
 
 
 
 
 
Мудрая пчелка
Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны.
Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать, хоть немножко нектара. Бедняжка сильно утомлялась в поисках драгоценных капелек.
Она часто видела, как мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им и летать далеко не надо. Всякой нечисти всюду полным – полно.
А еще заметила пчела объявление ученого – преученого доктора, превращающего всех желающих пчел в мух, чтобы они не томили себя подвигами, а жили в свое удовольствие.
Утомленная пчелка призадумалась: не обратиться ли ей к этому доктору?
Размышляя, она пролетела над помойкой, где пировала тьма мух под гул своего дискотечного жужжания, но запах разложения образумил ее.
- Нет! – решила пчелка, - Я лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать божественное благоухание, и нести в мир не заразу тления, а целебный мед. Так задумал меня Творец Миров. Я останусь Ему верна.
Бог, видя мудрый выбор пчелы, послал волны тепла, волны любви – и распустились прекрасные бутоны.
И пчелка, радуясь, летала от цветка к цветку, слушая соловьиные трели и щебет птиц.
 
– Назовите главных героев этой сказки. (Бог и пчелка)
– А почему это произведение – сказка?
(потому что пчелка разговаривала)
– А в кого хотела пчелка превратиться?   (В муху)
 
 
слайд №4
С изображением
весенних почек
 
 

слайд №5
С изображением
пчела на цветке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
слайд №6
С изображением
различных цветов
 
2.      Анализ сказки
Сейчас мы будем перечитывать сказку, путем ответов на вопросы учителя, для того, чтобы лучше понять мысли пчелки.
– Какая пора года описывается в сказке? (Весна)
(Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны.)
– А для чего пчелке приходилось долго летать? Она так отдыхала?
(Она собирала мед, а это большой труд)
(Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать, хотьнемножко нектара)
– А все ли так тяжело работали, как пчелка?
(Нет. Мухи жили на всем готовом)
(Мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им и летать далеко не надо)
– Зачитайте подробнее, как жили мухи.
(мухи жили в свое удовольствие)
– Пчела посмотрела, что мухи ничего не делают и получают удовольствие и какая мысль пришла к ней в голову?
(Утомленная пчелка призадумалась…..)
– Но пчелка вовремя заметила, что царит вокруг тех кто не работает, вокруг тех, кто ничего не делает.
– А что царит вокруг них? Зачитайте!
(1. Всякой нечисти всюду полным-полно.
2.  Помойка, где пировала тьма …. И запах разложения.)
– И что окончательно решила пчелка?
(Я лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать божественное благоухание, и нести в мир не заразу тления, а целебный мед)
 
слайд №7
С изображением
Иисуса Христа
 
 
 
слайд №8
С эпиграфом
урока
 
3.          Работа над толкованием слов
– обратите внимание на очень красивые слова в тексте.
 Благоухание – благодать – милость.
 Благоволение – обилие и многообразие даров святого духа,
 дарованного нам Богом.
– Это говорит о том, что если мы будем трудиться, то Бог нам даст то, что мы заслуживаем.
На примере пчелки автор показывает нам, что мы должны быть какими?     (трудолюбивыми)
Празднословие – лень
 
4.         Работа с текстом «В поисках рифмы»
– Давайте найдем в сказке слова, которые могли бы стать рифмами стихотворения
Летать – брать                             она – верна
Вдыхать – изнемогать                  благоухание – жужжание
– Придумайте рифмы к словам из текста
                             Цветы – … (мечты)
                             Творец – … (Отец)
                             Благоухание – … (мироздание)
слайд №9
С рифмами
5.          Придумаем стихотворение, используя рифмы
       ЛЕТАТЬ – БРАТЬ
       ЖУЖЖАНИЕ – БЛАГОУХАНИЕ
       ТВОРЕЦ – ОТЕЦ
 
 
 
 
 
 
Пчелка будет все летать
И медок с цветочков брать.
Будем слышать мы жужжание
И чветов благоухание.
Любит всех нас Бог – Творец,
Потому что – наш Отец.
слайд №10
изображающий
людей, которые
трудятся
IV.          Подведение итогов. Работа с пословицами о трудолюбии                       
1.      Языком не торопись, а делом не ленись.
2.     Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
3.     Кто любит труд, того люди чтут.
4.     Где труд – там и счастье.
 

 

 

 


Сайт создан в рамках реализации сетевого проекта "Совершенствование работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через создание виртуального духовно-просветительского центра" школами №55 и №123 г. Минска.
Телефон администратора сайта: 8-029-504-21-22 (МТС), 8-029-109-86-84 (Velcom), Рита Евгеньевна
Электронная почта: andreenko@minsk.edu.by 

Счётчик посещений 

Рейтинг@Mail.ru

© krinica-sch55

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Бесплатный хостинг uCoz