Урок русской литературы
Веленью Божию,  о Муза,будь послушна…
(французская мастерская в 10 классе )
Учитель русского языка
и литературы
Колесникова Елена Анатольевна
Тема французской мастерской
Веленью Божию, о Муза, будь послушна…
Цели:
Оформление и оборудование:
Цитаты:
Ум ищет Божества, а сердце не находит…          
А. Пушкин
Боже! Пусто и страшно становится в Твоём мире!
Н.Гоголь
Любить – видеть человека таким, каким его задумал Бог.
М. Цветаева
…как оптинское подвижничество, так и романное "пятикнижие" Достоевского – это богатейший по своим духовным последствиям акт творческого развития православной культуры в России.
(Из книги "Православные подвижники и русская литература")
Я буду стараться и желаю достигнуть всех законов Церкви, а пока исполняю какие могу
Л. Толстой
I.            Индукция 1
- музыка ("Молитва" )(композитор Татьяна Яров-Яровая)
- слайд № 1
- слово Мастера
Мастер:
- Вехи Священной истории, образы Ветхого и Нового Заветов, евангельские события, слова псалмов и православных молитв были предметом литературы, русской культуры прошлых времён.
    Библейскими мотивами, сюжетами, цитатами насыщено творчество А. С. Пушкина, Н. оголяя, Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Цветаевой, А. Блока, Ф. Тютчева.
    Чаще всего поэты и писатели обращались к Священным текстам, которые звучали на церковных службах. Следовательно, библейские отзвуки в их сочинениях легко узнавались читателями – современниками. Этого, к сожаленью, не скажешь о нас, современных читателях.
    Сегодня на уроке мы попробуем преодолеть барьер непонимания, обогатить представление об этой стороне творчества вышеперечисленных поэтов и писателей, заново открыть их шедевры.
Слайд 2.
"Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их. " Эти слова принадлежат Иоанну Крондшадтскому.
    Каков же дух шедевров поэтов и писателей? Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос: какое же влияние на творчество поэта, писателя оказывает духовность, православие. Мог ли бездуховный человек писать так, как писал Александр Сергеевич, Марина Ивановна, Александр Александрович, Фёдор Михайлович, Николай Васильевич и другие.
Слайд 3.
II.         Самоконструкция
откройте тетради, запишите ассоциативные ряды слов к понятиям:
-душа
- духовность
- Евангелие
- молитва
- нравственность
Сделайте свой первый выбор (учащиеся записывают в тетради)
Индукция 2
Я предлагаю вам вспомнить стихотворение Александра Пушкина "Монастырь на Казбеке".
        Стихотворение написано в 1829 году, когда поэт уже пришёл к христианству. Путь был долгим и тернистым. Жизнь гения всегда трагична. Жизнь Пушкина не исключение.
Слайд 4
…И представляла собою, прежде всего, подвиг непрестанной борьбы со своими страстями. "Моё проклятое воспитание",- так говорил поэт, вспоминая Лицей.
        Всё складывалось так, что поэт мог погибнуть нравственно. Но, к счастью, по милости Божией, даны были Пушкину и благие дары свыше, посланы добрые влияния на его жизненном пути, начиная с колыбели.
        Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал была и рассудительная женщина. Антон Дельвиг, друг поэта, приходил в восторг от её письменного слога. Она да няня, Арина Родионовна, учили мальчика молиться, рассказывали ему народные сказки.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных очей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием крестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
     Чуткая душа поэта нашла в себе силы вылезти из нравственного болота. Символом этой победы явилось стихотворение "Возрождение"(1819). Кто из вас знает это стихотворение?
Читает ученица
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
Поэт падал, но раскаивался и подымался, грешил, но грехов не забывал. В этом отношении характерно стихотворение "Воспоминание".
Ученица читает наизусть стихотворение.
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень,
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,-
Но строк печальных не смываю.
    Михайловская ссылка стала для поэта благодетельной. Вдали от светских развлечений он заглянул к себе в душу, впервые вошёл в общение с Церковью. Читая Карамзина, древние летописи, Пушкин начинает осознавать великое духовное наше наследие.
     Чем знаменателен 1825год?
(Пушкин заканчивает поэму "Борис Годунов").
     Пушкин её любил, высоко ценил. Он достиг творческой зрелости.
Читаются строки из поэмы.
Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром много лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду-
И. пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,-
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
    Не революции и бунты нужно устраивать за тёмные деяния царей, а Спасителя умолять о прощении. Воспоминание об усопших с осуждением и злорадством – это кощунство. Это осквернение внутреннего духовного мира живых и нарушение вечного покоя мёртвых.
    Вспомните монолог царя Бориса, там есть такие строки:
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе…
    А дальше замечательная мысль:
- Ах! Чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить.
Ничто, ничто…едина разве совесть.
    И заканчивает Борис Годунов словами:
- Да, жалок тот, в ком совесть нечиста…
 
      Нравственный внутренний духовный Закон поэт ставит превыше всего.
Пушкин выказывает желание в память своего рождения выстроить в своём селе церковь во имя Вознесения, молится своему святому Александру Невскому.
Слайд 5
    Может быть, кто-нибудь знает, чем необычен был день, в который родился Александр Сергеевич?
Учащийся отвечает.
(Пушкин родился 26 мая 1799 года, в четверг, в день праздника Вознесения Господня. Это можно рассматривать как некие символы. Поэт родился в Москве, в сердце России, и сам стал сердцем русской литературы. Родился в последний год 18 века- блистательного века классицизма- и взял от него самое ценное. Родился в день Вознесения Господня – и весь его жизненный и творческий путь явил собой непрестанное восхождение к Божественному Идеалу В день рождения Пушкина по всем церквам совершались молебны, звонили колокола, народ ликовал. Москва в этот день праздновала день рождения внучки императора Павла )
Слайд 6
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-
Она с величием, Он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах.
Слайд 7
     В жизни поэта, в период его душевного кризиса, произошло заочное общение поэта со Святителем Филаретом Московским.
Может, кто знает об этом эпизоде в жизни поэта?
Выступление ученицы.
III.Социоконструкция
Разделитесь на группы.
1 группа.
1. Проанализируйте стихотворение "Пророк".
2. Поэт не раз говорил:" Имя предков моих поминутно встречается в истории нашей". При жизни Александр Сергеевич не всё знал о своих предках. Что именно стало известно в XX веке о предках Александра Сергеевича.
3. В последнее десятилетие своей жизни и творчества этот поэт пишет поэму о Царственных мучениках. Как называется эта поэма и каким образом тема православия переплетается с темой поэмы
2 группа
1.   Обратите внимание на эпиграфы на доске. Среди известных вам фамилий есть поэт, которому принадлежат следующие строки:
Царь и Бог! Простите малым –
Слабым – глупым – грешным – шалым,
В страшную воронку втянутым,
Обольщённым и обманутым, -
Царь и Бог! Жестокой казнию
Не казните Стеньку Разина!
2.   Как вы понимаете слова этого поэта?
3.   Назовите дату рождения и скажите,   какой православный праздник был в тот день.
3 группа
1.   Известен тот факт, что 28 октября 1910 года Лев Николаевич покинул Ясную Поляну. Куда ушёл Лев Николаевич?
2.   В "Братьях Карамазовых" образ Христа символизирует страдания, выпавшие на долю многострадального русского народа. В романе приводятся следующие строки из стихотворения Ф. Тютчева "Эти бедные селенья":
Удручённый ношей крестной
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
 Известен тот факт, что Фёдор Михайлович посещал Оптинскую пустыню. Что из реалий Оптиной нашло художественное отражение у Достоевского?
3.   Кто из русских поэтов в 1835 году принимает участие в составлении "Словаря исторического о святых, прославленных в Российской Церкви"
4 группа
1.   Господь дал поэту 45 часов жизни после дуэли, чтобы проститься с близкими и подготовиться к уходу из жизни земной. Умирая, поэт выразил желание получить последнее христианское напутствие в исповеди и Причащении. "Мы видим здесь торжество духа и его примирение с Богом", - пишет протоиерей Иоанн Восторгов. Вспомните, что говорил Пушкин о своих чувствах к Геккерну.(он его простил)
2.   Как утешил император умирающего Пушкина? Какие слова император просил передать поэту Жуковского?
3.   3. В какое место предпринял паломничество Н. В. Гоголь в феврале 1848 года? (в Иерусалим ) После смерти Н.В.Гоголя был обнаружен рукописный сборник выписок из творений Отцов и Учителей Православной Церкви. Сборник составлялся Гоголем в то время, когда он жил в Париже, пользовался библиотекой протоиерея при русском посольстве Д. Вершинского. В сборник вошло около 70 выписок из русских подвижников и проповедников. Назовите имена тех, кого вы знаете из проповедников и подвижников (Ефрем Сирин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Филарет (Дроздов), Тихон Задонский).
5 группа
1.   Н. В. Гоголь - автор бессмертной поэмы "Мёртвые души". Что вы можете сказать об образах, созданных в этой поэме, с точки зрения православия.
2.   Проанализируйте стихотворение М. Ю. Лермонтова "Крест на скале".
3.   Проанализируйте стихотворение "Молитва", которое прозвучало в начале урока.
IV.      Социализация
Учащиеся озвучивают свои ответы. Организовывается обсуждение.
Перед ответом 1 группы Мастер включает стихотворение "Пророк".
Вывод: Все писатели и поэты, о которых шла речь на уроке, пришли в результате своей жизни к православию. Они возродились духовно, нравственно.
Допишите ассоциативный ряд.
Защита рисунков.
V.Разрыв
Вы уже достаточно взрослые люди и пусть немножко, но разбираетесь в некоторых вопросах, связанных с религией. Так, вы знаете, что самоубийство – это большой грех. Из перечисленных здесь имён кто-то покончил жизнь самоубийством. Как Церковь отреагировала на это и почему?
(Марина Цветаева. Патриарх Алексий II, тщательно изучив все обстоятельства самоубийства Марины Цветаевой, благословил отпеть её по православному обряду и молиться за неё. Марина Цветаева была отпета 31 августа 1990 года в Елабуге. А с 1991 года в этот день проводится поминальная служба в храме Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.)
Какая тема в творчестве А. С. Пушкина тесно переплетается с темой православной?
(тема смерти и бессмертия)
VI.      Творчество
2 Моё отношение к православию после сегодняшнего урока. Изменились ли мои взгляды на жизнь и почему?
Всегда ли перед человеком стоит проблема духовного выбора: падение или возрождение?
Духовность: есть ли проблема сегодня. Пути её решения.
Сочинения-эссе, миниатюра, очерк (по выбору)
VII.Рефлексия
  1.        Что нового вы узнали из жизни и творчества поэтов и писателей?
  2.         Какие моменты урока вам понравились больше и почему?
  3.         Ваше отношение к теме урока: актуально ли оно?
  4.         Решены ли были цели, поставленные на уроке?
  5.         Ваше мнение об уроке: нужны ли такие нестандартные уроки? Почему?
1 группа
1. Проанализируйте стихотворение "Пророк".
2. Поэт не раз говорил:" Имя предков моих поминутно встречается в истории нашей". При жизни Александр Сергеевич не всё знал о своих предках. Что именно стало известно в XX веке о предках Александра Сергеевича.
3. В последнее десятилетие своей жизни и творчества этот поэт пишет поэму о Царственных мучениках. Как называется эта поэма и каким образом тема православия переплетается с темой поэмы.
2 группа
1.   Обратите внимание на эпиграфы на доске. Среди известных вам фамилий есть поэт, которому принадлежат следующие строки:
Царь и Бог! Простите малым –
Слабым – глупым – грешным – шалым,
В страшную воронку втянутым,
Обольщённым и обманутым, -
Царь и Бог! Жестокой казнию
Не казните Стеньку Разина!
2.   Как вы понимаете слова этого поэта?
3.   Назовите дату рождения и скажите,   какой православный праздник был в тот день.
3 группа
1.   Известен тот факт, что 28 октября 1910 года Лев Николаевич покинул Ясную Поляну. Куда ушёл Лев Николаевич?
2.   В "Братьях Карамазовых" образ Христа символизирует страдания, выпавшие на долю многострадального русского народа. В романе приводятся следующие строки из стихотворения Ф. Тютчева "Эти бедные селенья":
Удручённый ношей крестной
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
 Известен тот факт, что Фёдор Михайлович посещал Оптинскую пустыню. Что из реалий Оптиной нашло художественное отражение у Достоевского?
3.   Кто из русских поэтов в 1835 году принимает участие в составлении "Словаря исторического о святых, прославленных в Российской Церкви"
4 группа
1.          Господь дал поэту 45 часов жизни после дуэли, чтобы проститься с близкими и подготовиться к уходу из жизни земной.Умирая, поэт выразил желание получить последнее христианское напутствие в исповеди и Причащении. "Мы видим здесь торжество духа и его примирение с Богом", - пишет протоиерей Иоанн Восторгов. Вспомните, что говорил Пушкин о своих чувствах к Геккерну.(он его простил)
2. Как утешил император умирающего Пушкина? Какие слова император просил передать поэту Жуковского?
3.В какое место предпринял паломничество Н. В. Гоголь в феврале 1848 года? (в Иерусалим ) После смерти Н.В.Гоголя был обнаружен рукописный сборник выписок из творений Отцов и Учителей Православной Церкви. Сборник составлялся Гоголем в то время, когда он жил в Париже, пользовался библиотекой протоиерея при русском посольстве Д. Вершинского. В сборник вошло около 70 выписок из русских подвижников и проповедников. Назовите имена тех, кого вы знаете из проповедников и подвижников (Ефрем Сирин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Филарет (Дроздов), Тихон Задонский).
5 группа
1.Н. В. Гоголь - автор бессмертной поэмы "Мёртвые души". Что вы можете сказать об образах, созданных в этой поэме, с точки зрения православия.
2.Проанализируйте стихотворение
М. Ю. Лермонтова "Крест на скале".
3.Проанализируйте стихотворение "Молитва", которое прозвучало в начале урока.
Объяснительная записка
         Литература среди других школьных предметов занимает особое место, ибо воздействует «одновременно и одинаково сильно» на мысль и чувства человека (М. Горький). Литературное произведение позволяет пережить многие жизни как свою и обогатиться опытом других людей. Опыт отношения к миру, сообщаемый литературой умножает и расширяет реальный жизненный опыт, позволяет читателю выработать собственные установки и ценностные отношения к людям, к себе, к своей деятельности.
          В программе 10 класса изучается биография (основные её этапы) и творчество классиков XIX века с мировым именем: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и др.
          Данный урок в системе уроков – обобщающий. Его можно провести перед изучением зарубежной литературы (творчество У. Шекспира).
          Русская литература, русские писатели всегда занимали особое место в общественном мнении, им всегда предназначалась роль пророков и властителей дум.
          Данный урок помогает ребятам расширить свои знания о литературе данного периода, даёт возможность глубже понять творчество писателя, определить влияние православия на его творчество.
          Произведения писателей XIX века наполнены размышлениями о христианской морали, о ценностях жизни, о законе посева и жатвы.