Православная икона
                             
     Цели урока:
    -познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
     -показать связь прошлого и настоящего;
     -расширить словарный запас и кругозор учащихся;
     -развивать познавательные и творческие способности;
     -воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.
Средства наглядности: икона «Троица» А. Рублева.
 
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
 
Учитель: “Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю”
 
- Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
 
- Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам и их создателям.
 
   II.Вводное слово учителя.
 
Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?
 
(Ответы детей)
 
- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.
 
- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.
 
- Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
 
   III.   Создание проблемной ситуации
Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
 
IV .Работа по учебнику.
 
Прочитайте материал статьи «Икона» и объясните, что означают слова свет иконы, нимб, лик иконы
 
А знаете ли вы основной символ христианства?
 
(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)
 
V. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконе А.Рублева «Троица»..
 
.Как вы думаете, о чем высказался Александр Пушкин в своем стихотворении “Возрождение”:
 
Художник- варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
На ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые с летами
Спадают ветхой чешуей;
Создание гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
 
(Звучат предположения.) Почему мы цитируем эти строки сейчас? Да, и икона А.Рублева “Троица” была очищена от последующих наслоений только в XIXв.
 
Давайте перед этой святой иконой вспомним кратко, о чем сюжет этого предмета религиозного поклонения, этого высоко-духовного произведения церковного искусства. Учащиеся высказываются о “Троице” А.Рублева- самой совершенной иконе. О том, что у А.Рублева странники, в образе которых по - евангелийскому сюжету триединый Бог предсказал Аврааму рождение сына Исаака, не общаются с Авраамом, а как бы пребывают в молчаливой беседе. Перед ними ни пиршественный стол, а священная трапеза - не фрукт, а хлебцы и чаша причастия. О чем они думают в глубоком молчании? Средний странник, в глубокой сосредоточенности склонив голову, благословляет чашу, изъявляя готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец, лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как “утешитель”. Таким образом, представлен акт жертвы любви (отец обрекает сына на искупительную жертву за мир). Но одновременно – акт послушания: изъявление сыном готовности на страдание и принесение себя в жертву миру. Иконописный тип превращен А.Рублевым в символ, который заставляет совершенно по-новому воспринимать эту старую тему. “Не плоть, а дух делает человека человеком” (Л.Фейербах).
 
*Почему Бог-отец, Бог-Сын и Святой Дух изображены в виде ангелов? (Ангел в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям).
 
*Какие символы говорят о том, что это ангелы? (В древнерусской живописи для этого использовались изображения посоха- знака силы, нимба-знака святости, крыльев - знака возвышенной чистоты. У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые).
 
*Что такое символ, почему он используется в иконописи? (Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.
 
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все, видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами. (В.Соловьев)
 
Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.
*Что же стоит за словом “икона”? (Рассуждения учащихся).
 
*Какие символы использовал А.Рублев в иконе “Троица” и почему?
 
  -   дом, символ домоуправительства, палаты Авраама, которые символизируют образ Бога-отца;
  -   дерево жизни за средним ангелом, Маврийский дуб, символизирующий образ Бога-сына;
 -   гора, образ возвышенного, высокого; возвышение духа, символизирует Святой Дух;
золотой цвет, образ неземного вечного, несотворенного света, золотая Божественная благодать;
   - синий плащ чарует глаз как драгоценный самоцвет, сообщает иконе спокойную и ясную радость;
  -  композиция иконы решается на основе фигуры – круг (вокруг композиционного центра – чаши на столе), взгляд от одного ангела к другому скользит по кругу, круг – ни начала, ни конца, так и Бог – безначален, бесконечен. Тема жертвенности образа (к которой приводят раздоры) настолько важна, что автор повторяет силуэт чаши трижды (многозначность изображения). В центре большой чаши, которую мы рассматриваем разумом, контуры которой образуют фигуры средних ангелов, - тот, кто понесет материальному миру Божественную любовь; третья чаша образуется в подножии фигур;
  -  три ангела собраны в треугольник (все триедино), а треугольник в восьмиугольник – символ вечности, при этом все объединено в круг – с одной стороны: магическую фигуру, означающую гармонию и бесконечность с другой стороны;
  -  нежные, красивые лика символизируют высокую внутреннюю, нравственную силу;
ангелы похожи друг на друга, что означает – единое, Бог един в трех лицах, три лица – одна душа; у ангелов единая сущность, но похожи они внешне, не внутренне;
обратная перспектива, приближает к зрителю, чтобы зритель почувствовал причастным себя к молчаливому полилогу об истине;
  -   язык символов не имеет пределов в познании Божественной тайны;
символична и сама “Троица”, воплощение триединого Божества (Бог – отец, Бог – сын и Святой Дух) - это символ веры, надежды и любви).
 
Глядя на образы А.Рублева, люди явственно понимали, почему “Троица” называется животворящей, ибо они чувствовали на своем опыте, что именно единство и любовь есть жизнь и начало жизни, напротив - вражда, раздоры, разделения разрушают, губят и приводят к смерти (распятие). Поэтому, икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.
 
В иконе А.Рублева “Троица” царит согласие из любви к человеку.
 
“Троица” - самое известное произведение А.Рублева. В этом творении в наиболее чистом виде выявилась вся многогранность древнерусского искусства: философская глубина, религиозная основа, символический характер образов, совершенство и неоднозначность живописной формы, композиции, ритма и цвета.
 
.В “Троице” можно разграничить несколько значений, одно из них моральное. Моральное значение “Троицы” Рублева в том, что икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому, который призывал русских князей и всех людей к дружбе, любви и единению. Икона была поставлена в Троицком храме, “дабы взирая на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной розни мира”.
 
*Где в настоящее время установлена икона “Троица”? . Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее).
 
 VI. Икона и молитва.
 
Что можно сказать тем, кто скептически относится к молящимся? Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою.
 
Глянешь, смиряется духа смятение,
Дышит свободнее грудь;
И, забывая все: горе, сомнение
Можно свободно вздохнуть.
Тайна глубокая, чудная, вечная
Скрыта здесь в ликах святых;
Теплая, чистая вера сердечная
Нам отражается в них.
 
 VI. Задания для творческой работы в классе.
 
-Если в наше время появился бы Андрей Рублев, о чем он, по-вашему, мог спросить наших современников?
 
-Считаете ли вы древнерусскую икону примитивным произведением искусства, почему?
 
-“ Святая икона”, “святой образ” - почему так говорят?
 
VII. Итог урока.
 
Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности.
Спасибо за участие, за сотрудничество.
 
VIII. Домашнее задание.
 
Дома родственникам подробно рассказать об иконе А.Рублева “Троица”.