"Крыніца"

День Ангела

 

 «Что в имени твоем?
Наши небесные покровители».
 
   Содержание: Ты и твое имя. День Ангела, твой Ангел - хранитель. Что такое именины? Наши невидимые Небесные Покровители – Ангелы и Архангелы. Архангел Михаил – предводитель Небесного воинства. Девять Чинов Ангельских. Таинство Крещения. Как назвать ребенка?
   День Ангела – день особый. Мы здесь, на земле, празднуем память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые "вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом…”
    Каждый православный христианин носит имя своего святого, в честь которого он назван.
    После совершенного Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.
    "Господь каждому из нас дает двух Ангелов, -учит святой Феодор Едесский, - один из них, Ангел Хранитель, хранит нас от всякого зла, всяких несчастий и помогает делать добро. Другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.
     Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием и содействуют нам во всяком добре”.
      Окружающий нас мир состоит из мира физического – видимого, и духовного - невидимого. К миру невидимому мы причисляем Бога, Ангелов и злых духов.  Предводитель Ангелов – Архангел Михаил.
           
 
Об Архангеле Михаиле
 
        Вот что рассказывает об Архангеле Михаиле древний апокриф.
      Над пустынной землей содрогались свинцовые тучи. Раскаленные молнии вспыхивали в них, обломками клинков вонзались в леса, и гигантскими головнями вспыхивали дубы и сосны. И звери в ужасе слушали гром небесный, таясь в чащобах.  
      Перед вечером дождь пурпурово-серых звезд пролился с небес, ушел в недра земли и моря. Ветер сдул свинцовые тучи, и перед закатом в небесах открылось золотое сияние, перисто-розовое, нежное переплетение радуг, всплески белых, облачных крыл.
       Небо сияло, и черные ожоги земли, уязвленной пурпурово-серыми угольями, зарастали медленно жесткой травой, узловатым быльем.
      В тот день великая битва шла в небесах. Ангелы, восставшие против Бога-Творца, бились огненными мечами с воинством Ангелов, верных Вседержителю.
      Гордый ангел Денница, утренняя звезда, вел мятежных. Он первый поклонился Злу, а за ним потянулись иные – любопытные и безвольные.
      Предводитель Божией рати, войска Ангелов, Михаил Архистратиг, бросил Деннице-Сатане вызов.    
     Судьбы мира, судьбы неба и земли решались в их поединке.
      Зло облекло Денницу в чешуйчатую плоть алого, семиголового дракона. Короной из тускло-красного золота увенчана была каждая голова. Свет облек Михаила Архангела в золотые латы, в плоть темно-прозрачную, как камень топаз.
       Так бились в небесах Дракон и Витязь. А окрест них вступили в сражение оба войска, рать Света и рать Тьмы.
       Архистратиг Михаил поразил Денницу копьем, пригвоздил к синему облаку. И тогда волею Господа ангелы, восставшие против Света, были сброшены с небес в бездны земли и моря. Это они протекли дождем раскаленных звезд в преисподнюю, потеряв ангельский облик, и очнулись бесами. А Денница, их предводитель, звался отныне Сатаною.
      -- Что претерпели те, которые созданы были вместе с нами… От Света впали во Тьму и с высоты низверглись в бездну, -- сказал печально Архангел Михаил, глядя в разрывы туч.      
       А Ангелы его воинства в знак печали закрыли лица свои израненными крыльями.
      Затем, когда земля была населена людьми, Архангел Михаил не раз являлся на земле, помогая народам и странам. Особенно знаменито чудо Архангела Михаила в Хонех (в честь этого чуда 19 сентября установлен особый праздник).
      Когда-то в Малой Азии, возле города Эфеса, Архангелом был иссечен из скалы целебный чудотворный источник. Храм вырос над источником, среди желто-лиловых скал. Суровый пустынник Архип поселился при храме, охранял целительные воды. Место это стали называть Хоны.
       Вода из источника исцеляла всех – христиан, эллинов и иудеев. Но нашлись люди, захотевшие уничтожить это чудо. Они тайно подкопали ров к храму от ближней, бурной, горной реки. Поставили запруду, чтоб вода копилась за нею, а в назначенный час смыла храм и разрушила источник.
Но когда, взревев, мутная волна встала над храмом, готовая упасть вниз, гром небесный раздался в скалах, и Архистратиг в золотых латах вырос перед стеной вод, повелительно восклицая:
      -- Остановись там!
       Огненный столп пылал у него за спиною. Посохом начертал Архангел Михаил крестное знамение на камнях, ударил по ним – скала рассеялась, и ревущие воды рухнули в бездну. А спасенный целебный источник струился по камням, и слепая эллинская девушка набирала воду в ладони, молясь Неведомому Богу о прозрении.
       Каково воинство Архистратига Михаила? Что и откуда мы, люди, знаем о Небесных Силах Бесплотных?
      Огненные Херувимы, четырехликие серафимы представали пред пророками Ветхого Завета.
А апостол Павел, будучи вознесен во сне в Горнее Царство, видел весь круг Сил Небесных в стройном и прекрасном разнообразии. По возвращении апостол рассказал об этом ученикам. Его откровение передавалось из уст в уста, а позже было записано.
   
Поэтому мы знаем о Девяти чинах Ангельских
           В чудесный день высь неба голубая
                              Была светла;
           Звучали с церкви, башню потрясая,
                              Колокола.
 
            И что ни звук, то новые виденья
                             Бесплотных сил…
            Они свершали на землю схожденья
                              Поверх перил.
 
            Они, к земле спустившись, отдыхали
                             Вблизи, вдали…
            И незаметно, тихо погасали
                             В тенях земли…
 
            И я не знал под обаяньем звона:
                                   Что звук, что свет?
            Для многих чувств нет меры, нет закона
                                   И прозвищ нет!..
 
                                      К. Случевский.
 
                                     ***
 
ЧИНЫ АНГЕЛЬСКИЕ
 
      Девять чинов делятся на три степени – по три чина в каждой. Чины первой степени – Серафимы, Херувимы, Престолы.
     Серафимы – предстоят пред Престолом Господним, окружают пылающим венцом Вседержителя. Ибо Серафимы – это пылающие Ангелы, Божественным огнем рождены они. По шесть крыл блистающих пламенем и светом у каждого.
     Херувимы – крылаты и многоочиты. По четыре лица у каждого: лицо человека, лицо льва, лицо тельца и лицо орла. И медленно вращаются ободья над ликами Херувимов, ободья же полны глаз. Чудных этих ангелов видел пророк, и показались они ему похожими на пылающую медь, на золотистый камень топаз, на свет, на огонь, на горящие лампады. А сияние Божественного Огня несут Херувимы на землю, проливают его в души людей.
      -- Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя! – поют Херувимы над Престолом Господним. Эти слова означают на языке ангелов: "Славьте Господа!” А иных слов ангельского языка род человеческий не знает.                  
      Ангелы Престолы следуют за Херувимами. Они служат правосудию Господню, сообщают силу правого суда земным царям и судьям. Древний пророк, видевший Престол, говорил, что похож Престол на огромный, синий, сияющий, живой сапфир.
     Ангельские чины второй степени – Господства, Силы, Власти.
     Ангелы Господства помогают людям изгнать из души злые чувства, не стать рабом зависти, страха, злобы, лжи, высокомерия, жадности.
      Ангелы Силы служат Богу при совершении чудес, приносят свыше святым дар чудотворения и пророчества. Они помогают тем, кто трудится во имя добра, исполнить задуманное, помогают претерпевать горе, они помогают мужественным и терпеливым нести немощи слабых.
     Ангелы Власти охраняют святых, подвижников и праведников, крыльями отгоняют злые и лживые мысли от человеческих душ.
     Ангельские чины третьей степени – Начала, Архангелы, Ангелы.
      Каждый народ и каждое племя имеет своего Ангела-хранителя из чина Начал.
      Архангелы – старшие Ангелы. Их семь и мы знаем их поименно. Архангелы, как и все Силы Небесные, бесплотны и бестелесны, но людям являются они в облике прекрасных юношей. У каждого – свой Лик и свое Служение.
      Архангел Михаил низвергнул Сатану в ад, он – предводитель Небесного воинства. В золотом панцире изображают его, ноги Архистратига попирают поверженного Сатану, в левой руке Архангела Михаила пальмовая ветвь, а в правой – копье. Белая хоругвь с алым крестом посредине вьется над копьем.
      Архангел Гавриил – Вестник Божиих Тайн. Мы видим его изображение на Царских вратах иконостаса, на иконах Благовещения, а иногда на иконах Успения и Воскресения Господня. Часто на иконах Благовещения Архангел Гавриил изображен с белой лилией в руках. А на древних фресках изображен Вестник Божий с фонарем в правой руке, с самоцветным зеркалом в левой. Горит в архангельском фонаре свеча, отблески ее играют на зеленом камне зеркала.
      Архангел Рафаил – врач недугов человеческих. В левой руке он держит древний сосуд-алавастр, правой ведет юношу с огромной рыбой в руках.
      Архангел Уриил –просветитель потемненных, спаситель тех, кто впал в заблуждение, уныние или отчаяние. На древних фресках в правой руке его – обнаженный меч, а из левой исходит пламя огня.
      Архангел Селафиил молится Господу за людей, а людей учит молитвам. Так его изображают – коленопреклоненным, молящимся, в голубых ризах.
      Архангел Иегудиил призван славить Бога и заступаться за людей, которые трудятся во славу Божию. В правой руке его, по древним изображениям, -- золотой венец, а в левой – бич с тремя концами.
      Архангел Варахиил – податель благословения Божия. Он изображается в длинных струящихся одеждах, белые розы выглядывают из-за складок.
      Когда Христос вновь сойдет на землю с небес судить всех, когда-либо живших, семь Архангелов, вострубив в семь златых труб, возвестят о Втором Его Пришествии.
      Девятый, самый близкий к земле чин – Ангелы-хранители.
      Их бесчисленное множество, потому что к каждому человеку при Крещении приставляется Ангел-хранитель "на соблюдение души”. Он, витая за его плечами, незримо охраняет от всех бед. Робея в кругу многоочитых херувимов, за пылающим полукругом серафимовых крыл, заступается за человека, молится, просит за него пред Престолом Божиим.
     А человек, в свою очередь, молится Ангелу-хранителю и шепчет молитву:
            
Свете-светлый, светло просвети душу мою,
Наставниче мой и хранителю,
от Бога даный мне Ангеле
  
    Конечно же, День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем.  
    Православный человек в день своих именин спешит в храм, заранее приготовившись, приобщается Святых Христовых Таин.
      "Святые, писал преподобный Силуан Афонский, -- в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы…”
 
         
          А. Ахматова.   На пороге белом рая…
 
         На пороге белом рая,
         Оглянувшись, крикнул: "Жду!”
         Завещал мне, умирая,
         Благостность и нищету.
 
        И когда прозрачно небо,
        Видит, крыльями звеня,
        Как делюсь я коркой хлеба
        С тем, кто просит у меня.
 
       А когда, как после битвы,
       Облака плывут в крови,
       Слышит он мои молитвы,
       И слова моей любви.    
                             
                                     ***
Вопросы к ученикам:
1. Обращались ли вы в молитве к своему  Ангелу Хранителю и чувствуете ли его помощь?
2. Когда твой День Ангела и как ты его празднуешь?
  
    Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих редких случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, он живет на земле и переходит в мир иной. Имя его поминается Церковью, когда возносятся молитвы об упокоении его души.
    Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, ему с детства известен и день его именин. Те, кто прожили свою жизнь вне храма, бывает, что даже не знают, в честь какого святого они названы. К тому же святые с одним именем встречаются в календаре не один раз.
     Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, то вашим днем Ангела будет ближайший из этих дней после вашего рождения вперед по календарю.
    Самая простая молитва своему святому:
    "Моли Бога о мне, святый угодниче Божий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей”.
     Если ребенок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.
ПОЧЕМУ НУЖНО КРЕСТИТЬСЯ
       Крещение – великое Таинство. Подобно тому, как при крещении Иисуса Христа на Иордане видимо сошел на Него Дух Святой в виде голубя, так и при крещении крещаемому таинственным образом даруется особая благодать Божия. Действие благодати Божией состоит прежде всего в очищении от грехов, как от первородного, так и от всех личных, содеянных до крещения.
     Вступая в теснейшее единение со Христом, верующие через крещение воссоединяются или примиряются с Богом, становятся чадами Божиими.
    "Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие”, -- говорит Господь (Ин. 3: 5-6).
     Вот почему креститься должны все, ищущие спасения, без различия пола и народности.
     Веруя в необходимость крещения для всех, Церковь учит, что крещение "нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения этого греха” (Посл. вост. патр., чл. 16).
    Разного толка сектанты утверждают как раз-таки обратное. Но нам, православным людям, надо знать, что необходимость крещения младенцев утверждена и Соборными определениями. "Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, -- говорят отцы Карфагенского Собора (418 год), -- да будет анафема” (правило 124).
      А еще Церковь наша Православная учит нас веровать во "едино крещение”. Крещение, Таинство великое, может совершаться только один раз в жизни. Апостол нас прямо учит” един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4: 5).
    Мы знаем, что установлено в честь крещения Господня великое празднование этого дня. Оно так и называется Праздник Крещения.
     Иисус Христос пришел из Галилеи к берегам Иордана и велел Иоанну Предтече крестить Его. Господь сказал: "Так нам надлежит исполнить всякую правду” (Мф. 3, 15).
      Что означают эти слова: "исполнить всякую правду?”   
      Во-первых, совершить сначала делом то, о чем Он будет учить и проповедовать. Все заповеди Иисус Христос сначала исполнил Сам, затем стал учить народ.
     Во-вторых, Господь показал пример смирения – будучи Сыном Божиим, крестился от сына человеческого. Значит, и мы должны жизненный путь свой проходить в смирении.
    Велика сила Крещения!
   
                                   ***
      Во времена императора Юлиана Отступника жил некий актер по имени Генесий. Он занимался тем, что высмеивал христианство, высмеивал христианские Таинства и Церковь. Юлиан Отступник. Как известно, ненавидел христианство, он боролся с ним не только мечом и огнем, но также и клеветой.
     И вот однажды Генесий перед толпой народа, в присутствии императора, глумился над христианской верой. Он, по ходу своей гнусной комедии, в шутку прыгнул в чан с водой со словами: "Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа!”
    В толпе раздался хохот. Актер же вышел их воды и закричал: "Я – христианин!”
    Хохот продолжался, но актер сделал знак рукой замолчать. Народ замолчал, а Генесий, повернувшись к императору Юлиану сказал: "Император, я христианин! Это истинные слова, это единственные правдивые слова, которые сказал за многие годы своей жизни. Родители мои были христианами и хотели меня воспитать в своей вере. Но с детства я ненавидел Христа, как своего врага… Не по нужде, а по ненависти к христианству я стал уличным шутом и актером для того, чтобы глумиться над христианами, над их верой, над их Таинствами перед толпой народа. Это мне доставляло сатанинскую радость…
    Как-то во сне я увидел своих родителей. Они плакали обо мне, а я даже во сне смеялся над их слезами. Но теперь совершилось чудо! Когда я сказал: "Крещается раб Божий, то вдруг увидел грехи свои, написанные на огромной хартии, на свитке бумаги, и огненная рука с Неба разорвала этот список. Увидел я черных духов, демонов, окружавших меня. Когда я крестился, то свет Небесный сошел на меня, и демоны исчезли.
    Император, я – христианин! Покайся и ты, и Бог простит тебя так же, как Он простил меня!”
    Толпа оцепенела в изумлении, а император пришел в страшный гнев. Он велел сжечь этого бывшего шута, а теперь мученика за Христа.
                              ***   
 
НА КРЕЩЕНИЕ
 
     На Крещение воды Иордана идут вспять и вся вода играет, освящаясь Духом Святым.
    Иордан собирает воды свои с гор, с высоты около четырехсот метров над уровнем Геннисаретского моря.
     При впадении в море Иордан не смешивается с водами моря (вы представляете?)! Триста метров идет "дорожка” Иордана по Геннисаретскому морю и впадает в Мертвое море.
      Казалось бы, как же такое возможно в природе? Когда Христос принял крещение из руки Иоанна Крестителя, Иордан пошел вспять, вода изменила направление течения. Это место особое!
      Здесь преподобная Мария Египетская как посуху прошла по водам Иордана.
      Здесь пророк Илия за 200 лет до Рождества Христова являл свою милость пророку Елисею.
      Здесь прошел израильский народ, когда пророк Моисей выводил его из египетского плена.
      Это место находится в государстве Иордании, и только на Крещение дозволяется Патриарху совершать там церковную службу и освящать воду.
      Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи и река Иордан уносит их в Мертвое море.
      А в день Крещения, когда воды Иордана поворачиваются вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. Пресная вода Иордана становится соленой!
      Великое множество народа собирается здесь. Наши православные матушки прямо в монашеской одежде бросаются в реку с головой, освящаются в соленых водах Иордана.
      Замечено, что во время освящения ветви деревьев по берегам Иордана опускаются так низко, что касаются вод: вся природа благоговейно склоняется перед таинством Крещения Господня.
      Эти чудеса Господь являет для нашего укрепления в вере, торжества верных рабов своих.
       В Церкви воду освящают крестом и через него нисходит благодать Духа Святого. А бывает, на реке во льду делается прорубь в виде креста, священник освящает воду, народ берет ее, и весь год она не портится.
      Может и десятки лет стоять крещенская вода, оставаясь чистой, как слезинка, не теряя своих чудодейственных качеств.
        А потому что Таинство совершается Самим Богом. Видимо его совершает священник, невидимо – Сам Христос. Во спасение, во благо души человека.
                                    Архимандрит   Амвросий (Юрасов)Продолжение »

Сайт создан в рамках реализации сетевого проекта "Совершенствование работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через создание виртуального духовно-просветительского центра" школами №55 и №123 г. Минска.
Телефон администратора сайта: 8-029-504-21-22 (МТС), 8-029-109-86-84 (Velcom), Рита Евгеньевна
Электронная почта: andreenko@minsk.edu.by 

Счётчик посещений 

Рейтинг@Mail.ru

© krinica-sch55

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Бесплатный хостинг uCoz