Сила материнской любви
Содержание:
- Любовь к матери, почитание родителей.
- О великой силе родительской молитвы.
- Пресвятая Богородица – высший образец материнской любви.
- Мать и Родина -- чем близки эти понятия?
- Целомудрие и чистота – основа христианской жизни.
- Духовный подвиг матери Евгения
- Родионова, принявшего мученическую смерть в Чечне.
Есть ли среди привязанностей наших чувство более святое, более чистое, сильное и бескорыстное, чем любовь к матери?
Все наши чувства преходящи: даже самые тяжкие горести изглаживаются временем, и только материнское сердце никогда не может забыть о детях своих.
Сердце матери отзывается на всякое событие детей ее – горе и радость, счастливая или несчастная перемена на их земном пути. Слезы ее святы и трогательны, как и радость, ибо и то, и другое идут от глубины души, живущей жизнью детей.
А все ли мы умеем ценить эту любовь и эти слезы? Как часто многие считают их проявлением излишней женской чувствительности и остаются к ним равнодушными. А между прочим, какой это бесконечный источник несокрушимой любви – сердце матери!
Несокрушима эта любовь, потому что даже равнодушие, непокорность и порочность детей не могут сломить ее. Мать скорбит о поведении детей, проливает слезы, страдает. Но не отворачивается от них. Пусть все – и друзья, и знакомые, и коллеги отвернутся от тебя, мама не отвернется никогда. Мать оплакивает духовную смерть ребенка и в горести припадает ко Господу, моля вернуть его на путь истинный, помочь избавиться от пороков и слабостей. И мы знаем, что эти слезы и молитвы не пропадают даром. Так плакала Моника, мать Блаженного Августина, убиваясь над беспутным поведением сына в юности. Она была образцом матери-христианки, посвятившей всю жизнь тому, чтобы воспитать детей истинными христианами. Но любимый сын ее Августин, посланный для обучения в чужие страны для получения образования, увлекся там дурным примером товарищей и лжеучением манихеев и погряз в пороках. Его богохульные речи привели в ужас мать, которая дни и ночи проводила в слезах, умоляя Господа о вразумлении сына, о спасении его погибающей души. И Господь услышал ее молитвы, чудесным образом приведя ее сына, которому впоследствии суждено было стать подвижником и деятельным слугою Церкви Христовой, к Себе. Вот какова сила молитвы и слез матери!
*
У темной Знаменья иконы, в ночь, елей
Лампадный теплится; я ж отрок, перед ней
Один молясь, не знал, что кров мой был каютой
Судна, носимого во мраке бурей лютой,
Что голосами тьмы не бес меня пугал,
А в доски бьющийся осатанелый шквал,
Что малый, кроткий свет, по серебру скользящий,
Елея данью был, валы миротворящий.
В. Иванов
***
В Царском Селе, близ Санкт-Петербурга, в придворной Знаменской церкви – чудотворная древняя икона "Знамение Богоматери”. Икона эта прославлена многими чудесами и окружена благоговейным почитанием жителей как Царского Села, так и самого Петербурга. Проживавшая некогда в Санкт-Петербурге смоленская помещица Е.Н. Дудинская имела сына, служившего на флоте офицером. Он должен был по службе отправиться на Черное море на корабле "Ингерманланд”. Перед отправлением сына в дальний путь мать приехала в Царское Село, чтобы отслужить молебен о его здравии и благополучии перед иконою "Знамение”. После молебна госпожа Дудинская, встав перед образом на колени, воскликликнула: ”Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда, Ты мне его возвратишь и со дна моря!”
И вот во время плавания корабль попал в страшную бурю и подвергся полному крушению, так что весь экипаж его был выброшен в море. Среди прочих членов его был и сын г-жи Дудинской. Предчувствуя неизбежную смерть, он вдруг вспомнил о царскосельской иконе и с верой призвал на помощь Матерь Божию, взывая к Ней:
"Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне, спаси меня для нее.”
Волна так сильно ударила его, что он, едва успев сказать эти слова, лишился чувств. Когда же пришел в сознание, то увидел себя на берегу и возблагодарил Богородицу за свое спасение. Дивно чудо Матери Божией, Которая по вере и молитве матери в час безысходной гибели спасла ее сына. Никогда Матерь Божия не оставляет нас, всегда спешит на помощь!
***
И. Бунин. МАТЕРИ
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, темную кроватку
И милый, кроткий голос твой:
"Ангел-хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
***
Н. Рубцов. Аленький цветок.
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
-- Где он опять, не видели?
Мать без того больна. --
В зарослях сада нашего
Прятался я, как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, -- вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог…
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
****
Молитва матери со дна моря достанет.
Народная мудрость.
****
О ДАРОВАНИИ ЧАДА ПО МОЛИТВЕ МАТЕРИ
Господь особенно выделил из всего еврейского народа два рода: царя Давида и первосвященника Аарона. Из первого рода вели свое происхождение все цари, а из второго – все архиереи.
Святой Иоаким, отец Девы Марии, происходил из царского рода Давидова. Анна, мать Пресвятой Богородицы, была дочерью священника из рода Ааронова.
Супруги Иоаким и Анна жили в тихом, незаметном галилейском городке Назарете. Помимо того, что оба они были знатного и славного происхождения, Иоаким и Анна имели большое состояние. Но богатство не мешало жить им праведно. Они старались исполнять Закон Божий, посещали храм в праздничные дни и много молились дома. Добрые сердца их не могли смотреть на нищету ближних, а потому свои доходы они делили на три части: две трети отдавали на нужды храма и одну третью часть раздавали нищим.
Не было в те времена людей более благочестивых, более угодивших Богу, чем праведные супруги. Они заслуженно пользовались всеобщим уважением. Казалось бы, живи – и радуйся!
Но глубокая, многолетняя скорбь омрачала их сердца: святые Иоаким и Анна были бездетны.
В те далекие времена бездетность считалась тяжким наказанием Божиим за явные или скрытые грехи родителей, проклятием за нарушение Закона.
Более 50 лет со слезами, не теряя надежды, молились Богу неутешные супруги и просили даровать им в утешение ребенка. Но Господь словно не слышал их.
Однажды в большой праздник праведный Иоаким вместе с другими благочестивыми израильтянами принес в Иерусалимский храм свою жертву Господу.
Первосвященник у всех принял жертвы, кроме святого Иоакима, публично обвинив его в тяжком тайном грехе перед Богом. Почтенный старец, униженный и оскорбленный, в горькой печали ушел в глубь пустыни и с плачем умолял Господа снять с него поношение бесплодия и даровать дитя. В течение сорока дней не принимал он никакой пищи, только молился.
Когда праведная Анна узнала, как первосвященник публично оскорбил ее мужа, после чего тот удалился в пустыню, неутешная боль охватила ее истерзанное сердце: любимый супруг бросил ее одну с таким горем. Анна вышла в сад, и, подняв глаза, увидела в ветвях дерева птичье гнездо с весело щебетавшими птенцами. Трогательное зрелище подкосило ее. Женщина считала себя недостойнее и хуже не только людей, но даже всех зверей и птиц!
Заливаясь слезами, упала она на землю в молитве к Богу о даровании ей ребенка, обещая посвятить его Господу.
Неожиданно старица услышала тихий и нежный голос: "Анна, Анна! Услышана молитва твоя. Воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились перед Богом. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение. Имя Ей будет Мария.”
Сквозь пелену слез увидела она стоящего перед ней прекрасного юношу. Это был архангел Гавриил.
Мрачная тьма сменилась радостью. Вера слову Божию и святая надежда воскресили старицу, засветили ее изболевшее сердце, и она поспешила в Иерусалим поблагодарить Господа за Его посещение.
В то же самое время Ангел в пустыни явился праведному Иоакиму, сообщив и ему радостную эту весть.
Поспешил по слову Ангела Иоаким к Золотым воротам, где нашел свою супругу. Они вдвоем пришли в храм, поблагодарили Господа за Его милосердие и вернулись домой.
9 (22) декабря святая Анна зачала долгожданного ребенка и 8 (21) сентября родила Дочь, Которая стала Утешительницей и Отрадой всего человеческого рода. Имя Ей нарекли Мария, что означает в переводе с еврейского языка "Госпожа”. Вот что значит молитва родителей, идущая от сердца, благочестивая их жизнь и упование на милосердие Божие.
Вопросы к ученикам:
-- Какими бы вы хотели видеть своих будущих детей?
-- Как вы считаете, ребенка нужно воспитывать?
-- Какие душевные качества самые важные?
***
Вхожу я в тесные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
25 октября 1902 г.
А. Блок.
***
Матерь Божия
Вот что рассказывает И. В. Киреевский в письме своему другу Герцену.
-- Я раз стоял часовне, -- пишет он, -- смотрел на чудотворную икону Божией Матери и думал о детской вере народа, молящегося Ей; несколько женщин, больные, старики стояли на коленях и, крестясь, клали земные поклоны. С горячим упованием глядел я на святые черты, и мало-помалу тайна чудесной силы стала мне уясняться.
Да, это не просто доска с изображением. Века целые поглощала на эти потоки горячих возношений, молитв людей скорбящих, несчастных. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Думая об этом, я еще раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных во прах, и на святую икону – тогда я сам увидел черты Богородицы одушевленными. Она с любовью и милосердием смотрела на этих простых людей. И я пал на колени и смиренно молился Ей…
Так вера других низвела благодать на равнодушного к ней. И сколько мы видим примеров подобных, когда при виде пламенеющей молитвы и веры в Бога других возгорается и наше сердце к покаянию и молитве и даже перерождению духовному.
***
В наших отношениях – родителей и детей, детей и родителей, должны быть любовь и уважение. Не потакание страстям и вседозволенность, то, что часто мы называем любовью (купить самые лучшие игрушки, выполнить любую просьбу), а любовь сердца.
Как же узнать его, это чувство, как отличить его от ложных, мнимых проявлений эгоистической нашей привязанности?
Дивный гимн любви воспел апостол Павел:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.”
(1 Кор.13)
***
Настоящая материнская любовь обнаруживает себя благородством и отвагой, чувством самопожертвования ради своего ребенка.
Вот библейский рассказ о Премудром царе Соломоне. Со взаимными жалобами к нему пришли две женщины. Они недавно родили и жили в одном доме.
У одной из них ночью умер сын, и она мертвого своего ребенка подложила своей соседке. Живого же ее мальчика взяла себе. Утром женщина проснулась и с ужасом обнаружила рядом с собой чужого мертвого ребенка. Она, естественно, обвинила первую женщину в том, что та украла ее дитя и подменила его своим.
И вот обе они обратились к царю, чтобы тот рассудил их и восстановил справедливость.
Что же делает царь? Он проводит, как бы сейчас сказали, довольно жесткий эксперимент: "… Подайте мне меч… и рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину одной, и половину другой!”
И тогда происходит чудо! Истинная мать совершает поступок духовной красоты.
"И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его.
А другая говорила:” пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите!” (3 Цар. 3, 26)
Так царь Соломон определил, кто из двоих родная мать. Он, поставив женщин в предельную ситуацию, "на изломе” проверил подлинность материнских чувств. Настоящая материнская любовь не заставила себя долго ждать.
***
И. Бунин. Мать
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом –
И стекла в рамах дребезжали.
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь – не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…
И ночь тянулась без конца…
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
И до утра не раз слезами
Ее усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами…