Воспитание трудолюбия
КЛАССНЫЙ ЧАС (начальная школа)
Духовно – нравственное воспитание. Воспитание трудолюбия.
(По книге Бориса Ганаго «Об образе Божием»)
Автор учитель Начальных классов Бакунович Галина Михайловна
Тема Духовно – нравственное воспитание. Воспитание трудолюбия.
Цели Прочитать и проанализировать сказку Бориса Ганаго «Мудрая пчелка» из книги «Об образе Божием».
Развивать умение рассуждать и анализировать прочитанное, прививать любовь к трудолюбию и порицание к празднословию.
I. Организационный момент Учитель обращает внимание детей на эпиграф написанный на доске Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных писаний». Святитель Василий Великий - Сегодня мы поговорим с вами на духовно – нравственную тему, прочитаем произведение Бориса Ганаго и поймем в результате этого о чем говорилось в нашем эпиграфе Святителем Василием Великим | |
II. Вступительная беседа – Какая пора года сейчас наступила? (Весна) – Послушайте стихотворение) | |
слайд №2 С изображением весны | Еще дуют холодные ветры И наносят утренние морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать (А.С. Пушкин) – О каких приметах весны говорится в этом стихотворении? |
слайд №3 С изображением пчелы | Отгадайте загадку. Отгадка поможет вам понять и отгадать название произведения, которое мы будем читать. С цветка на цветок летает Божественный мед собирает. (Пчела) |
III. Работа над произведением 1. Чтение сказки – Наше сегодняшнее произведение называется «Мудрая пчелка» и это сказка. После прочтения вы назовете главных героев этой сказки. | |
Мудрая пчелка Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны. Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать, хоть немножко нектара. Бедняжка сильно утомлялась в поисках драгоценных капелек. Она часто видела, как мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им и летать далеко не надо. Всякой нечисти всюду полным – полно. А еще заметила пчела объявление ученого – преученого доктора, превращающего всех желающих пчел в мух, чтобы они не томили себя подвигами, а жили в свое удовольствие. Утомленная пчелка призадумалась: не обратиться ли ей к этому доктору? Размышляя, она пролетела над помойкой, где пировала тьма мух под гул своего дискотечного жужжания, но запах разложения образумил ее. - Нет! – решила пчелка, - Я лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать божественное благоухание, и нести в мир не заразу тления, а целебный мед. Так задумал меня Творец Миров. Я останусь Ему верна. Бог, видя мудрый выбор пчелы, послал волны тепла, волны любви – и распустились прекрасные бутоны. И пчелка, радуясь, летала от цветка к цветку, слушая соловьиные трели и щебет птиц. | |
– Назовите главных героев этой сказки. (Бог и пчелка) – А почему это произведение – сказка? (потому что пчелка разговаривала) – А в кого хотела пчелка превратиться? (В муху) | |
слайд №4 С изображением весенних почек слайд №5 С изображением пчела на цветке слайд №6 С изображением различных цветов | 2. Анализ сказки Сейчас мы будем перечитывать сказку, путем ответов на вопросы учителя, для того, чтобы лучше понять мысли пчелки. – Какая пора года описывается в сказке? (Весна) (Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны.) – А для чего пчелке приходилось долго летать? Она так отдыхала? (Она собирала мед, а это большой труд) (Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать, хотьнемножко нектара) – А все ли так тяжело работали, как пчелка? (Нет. Мухи жили на всем готовом) (Мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им и летать далеко не надо) – Зачитайте подробнее, как жили мухи. (мухи жили в свое удовольствие) – Пчела посмотрела, что мухи ничего не делают и получают удовольствие и какая мысль пришла к ней в голову? (Утомленная пчелка призадумалась…..) – Но пчелка вовремя заметила, что царит вокруг тех кто не работает, вокруг тех, кто ничего не делает. – А что царит вокруг них? Зачитайте! (1. Всякой нечисти всюду полным-полно. 2. Помойка, где пировала тьма …. И запах разложения.) – И что окончательно решила пчелка? (Я лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать божественное благоухание, и нести в мир не заразу тления, а целебный мед) |
слайд №7 С изображением Иисуса Христа слайд №8 С эпиграфом урока | 3. Работа над толкованием слов – обратите внимание на очень красивые слова в тексте. Благоухание – благодать – милость. Благоволение – обилие и многообразие даров святого духа, дарованного нам Богом. – Это говорит о том, что если мы будем трудиться, то Бог нам даст то, что мы заслуживаем. На примере пчелки автор показывает нам, что мы должны быть какими? (трудолюбивыми) Празднословие – лень |
4. Работа с текстом «В поисках рифмы» – Давайте найдем в сказке слова, которые могли бы стать рифмами стихотворения Летать – брать она – верна Вдыхать – изнемогать благоухание – жужжание – Придумайте рифмы к словам из текста Цветы – … (мечты) Творец – … (Отец) Благоухание – … (мироздание) | |
слайд №9 С рифмами | 5. Придумаем стихотворение, используя рифмы ЛЕТАТЬ – БРАТЬ ЖУЖЖАНИЕ – БЛАГОУХАНИЕ ТВОРЕЦ – ОТЕЦ |
Пчелка будет все летать И медок с цветочков брать. Будем слышать мы жужжание И чветов благоухание. Любит всех нас Бог – Творец, Потому что – наш Отец. | |
слайд №10 изображающий людей, которые трудятся | IV. Подведение итогов. Работа с пословицами о трудолюбии 1. Языком не торопись, а делом не ленись. 2. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. 3. Кто любит труд, того люди чтут. 4. Где труд – там и счастье. |