Святая православная Валентина Минская
День поминовения
«…Причислен к лику святых…» Фраза, которая не раз встречается в учебниках истории, рассказывающих о столетиях столь далеких от нас, похожа, скорее, на сказку, притчу. А живущим уже в XXI столетии сложно представить, что святые могут быть… нашими современниками.
В 2006 году синод Белорусской православной церкви причислил матушку Валентину к лику святых. Первая святая в 21 веке…. Святая Валентина Минская.
Собор белорусских святых пополнился еще одним именем — 6 февраля канонизирована Валентина Минская, умершая сорок лет назад в деревне недалеко от Дзержинска.

Житие святого
Блаженная Валентина Минская
Валентина Феодоровна Сулковская (1888–1966).Память 6 февраля (н.с.).
В 1888 году 7 апреля по старому стилю Господь даровал жизнь новорожденной девочке, получившей во Святом Крещении имя Валентины. Она увидела Свет Божий в семье священника Феодора Иосифовича Чернявского, служившего в это время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково Минского уезда и проживавшего в соседней деревне Коски, где находились его усадьба и земельный надел. Там же в Косках действовала приписная церковь в честь Святой Праведной Анны, располагавшаяся поблизости от дома священника. В этом доме Валентина провела свое детство и юность.
Ее отец был из числа выпускников Минской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1873 году. Его рукополагал Преосвященный Александр (Добрынин), епископ Минский и Бобруйский. После принятия иерейского сана отец Феодор служил вначале на Полесье, в церкви деревни Качановичи, затем в деревне Достоево. Оба прихода находились в пределах Пинского уезда.
В Станьковский приход он прибыл в сентябре 1885 года. Здесь прошли наиболее важные годы его иерейского служения. С особой любовью молодой пастырь относился и детям, изучавшим Закон Божий в местном народном училище. Преосвященный Симеон (Линьков), епископ Минский и Туровский, объявил ему в1890 году признательность. Послужной список отца Феодора свидетельствует, что в 1902–1904 годах он исполнял обязанности благочинного, был награжден наперсным крестом, а в 1910 году удостоился ношения ордена Святой Анны III степени.
Его супруга Софья Петровна Чернявская разделяла все жизненные труды своего мужа. Это была волевая, строгая женщина, благочестиво воспитавшая не только Валентину, но и еще трех дочерей: старшую Анну 1882 года рождения, Ксению 1886 года рождения и младшую Ольгу 1892 года рождения. Все они выросли в дружной семье, с любовью относясь к родителям и в том же духе общаясь между собой. Детство сестер прошло в живописной сельской местности, через которую и сегодня протекает река Уса.
Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж, став избранницей Феодора Васильевича Сулковского. Как и его невеста, Феодор Васильевич происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника.
Мирная жизнь молодоженов продолжалась недолго, вскоре грянула война, и Феодор Сулковский принял в ней участие в качестве чиновника военного ведомства, занимаясь решением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта.
Жизнь в условиях войны была непростой: гибли люди, многие подавались в беженцы, выезжая во внутренние губернии России; продукты питания стремительно дорожали. Чтобы как-то свести концы с концами, Валентина окончила в феврале 1917 года в Минске трехмесячные курсы по переписи бумаг и обучилась работе на печатных машинках. В августе 1917 года она выехала в Оршу, — вероятно, к мужу, где и проживала вплоть до отступления немецких войск из Белоруссии, которое началось в конце 1918 года. Затем вместе с мужем она вернулась на свою малую родину.
Ее отец к этому времени уже не являлся настоятелем церкви в Станьково, так как сильно болел. Изредка он совершал богослужения в маленьком приписном Свято-Аннинском храме в Косках. В возрасте шестидесяти девяти лет 27 декабря 1919 года протоиерей Феодор Чернявский мирно отошел ко Господу и был погребен поблизости от причтового дома на церковном погосте.
Не имея возможности продолжать исполнение своих прежних обязанностей, Феодор Сулковский занялся личным подсобным хозяйством, завел скот, стал пахать землю и сеять хлеб. В 1920-е годы в условиях новой экономической политики это давало семье скромную возможность обеспечить свое существование. Валентина помогала своему мужу вести хозяйство.
Казалось, что жизнь постепенно входит в свое нормальное, естественное течение, и труженики земли смогут со временем добиться благополучия… Но эти надежды рассеялись с началом коллективизации. В 1930 году в Косках был создан колхоз под названием «Пробуждение», в него в ноябре вынуждены были записаться Сулковские. По деревням пошли так называемые «красные обозы», изымавшие у крестьян собранный их трудами урожай. Людей неугодных и несогласных с творившимся беззаконием стали арестовывать.
В 1931 году эта участь постигла и Феодора Васильевича. Лишив свободы, его сослали в лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги (так называемый «Темлаг»). В нем он пробыл до апреля 1933 года, после чего получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань. Там Феодора Сулковского вновь арестовали и выслали на Дальний Восток.
В начале 1930-х годов пострадали также и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны священник Василий Степура был арестован в 1933 году и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский в том же 1933 году постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу. В 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедниковМинской епархии в чине священномученика.
Оставшись без мужа, Валентина по-прежнему проживала в Косках, ухаживая за престарелой матерью. Можно только догадываться о том, что она пережила в эти годы… Тогда болезнь, связанная с воспалением почек, уже начала подкашивать ее здоровье, и Валентина была вынуждена подолгу лежать в немощи.
Господь не оставил ее в беде, послав добрых людей, которые стали помогать Валентине и ее родительнице. Большую заботу проявил о них племянник Феодора Васильевича Александр Александрович Сулковский, который поначалу проживал в качестве ссыльного в городе Златоусте Уральской области, а с конца 1934 года работал на одном из заводов Нижнего Тагила.
Ежемесячно он вместе со своей супругой, имя которой, к сожалению, неизвестно, высылал в Коски почтовым переводом по 100 рублей. До конца земной жизни матушка Валентина хранила отрывные талоны этих переводов как наглядное воспоминание о той безвозмездной помощи, которую оказали ей и ее родительнице эти люди. Помогали также и сестры. Посильные денежные переводы присылала овдовевшая Анна Феодоровна Степура. Младшая сестра Ольга замуж не вышла, жила в Минске, работала заведующей двухклассной школой и старалась помогать Валентине, делясь, порою, последним.
В начале 1937 года умерла Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. По ее просьбе в Коски приехала Ольга и упросила соседей Антона и Евфросинью Лойко взять на себя труд по уходу за болящей Валентиной.
В июле 1937 года власти арестовали в Минске последнюю группу православного духовенства епархии, объединявшуюся вокруг епископа Филарета (Раменского), который совершал богослужения в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. В числе арестованных, наряду с протоиереями Стефаном Кульчицким и Антонием Киркевичем, иереями Михаилом Рубановичем и Сергием Садовским, оказался и диакон Владимир Лобач. Все они были расстреляны 1 ноября 1937 года…
Потеря мужа, смерть матери, гибель последних священнослужителей Минской епархии были пережиты Валентиной Феодоровной. Но эти трагические испытания стали горнилом, в котором укреплялся ее дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу. Страдания не сломили ее, не ввергли в отчаяние, ибо вера в Бога вдохновила ее продолжить жизнь на новом поприще свидетельства о том, как в немощи человеческой совершается сила Божия (см.: 2 Кор. 12: 9).
Блаженная Валентина стала олицетворением особой преемственности, которую доверил Господь Своей угоднице, пережившей Первую и Вторую Мировые войны, гражданскую смуту и послереволюционные репрессии, гонения, воздвигнутые на Церковь в 50-х – 60-х годах, удушливую тесноту 70-х… В ее жизни отразились судьбы людей разных поколений, сопричастных церковной истории Минской епархии в XX столетия и связанных воедино незримой духовной нитью.
В дальнейшем служение матушки Валентины протекало в период весьма неблагоприятный для церковной жизни, особое напряжение которого наступило в конце 1950-х – первой половине 1960-х годов. Тогда Святая Церковь претерпевала усиленное гонение со стороны безбожной власти. В условиях массовой антирелигиозной пропаганды, повсеместного закрытия и разрушения храмов советским гражданам внушалось, что через двадцать лет с Церковью будет покончено навсегда, а по телевидению «покажут последнего попа». Религиозная литература и проповедь была запрещена, и людям было очень сложно не потерять себя в омуте того дурмана, куда все глубже погружалась общественная жизнь.
Свой молитвенный подвиг матушка Валентина совершала ради утверждения в вере тех, кто являлся непосредственным свидетелем и участником сопротивления Церкви в ее мужественном противостоянии атеистическому государству. В этой молитвенной помощи состоял смысл служения блаженной Валентины Богу и людям в тяжкие времена.
Своим просветленным взором она видела мир с его духовной, чаще всего невидимой для внешнего взгляда стороны. Поэтому она духом прозревала жизнь посещавших ее людей; не спрашивая, кто зачем пришел, давала ответы на невысказанные вопросы. Обычно такого рода поучение облекалось в форму иносказаний, притч и было понятно только тому, на чей внутренний вопрос она отвечала. Матушка ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, возвещала это людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нем веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаянных грешников, призывала их к покаянию и спасению. Матушка Валентина утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, по милости Божьей возвращала здоровье больным.
Особенно важным в ее служении было то обстоятельство, что в неразрешимых на первый взгляд жизненных ситуациях она помогала людям, которые не просто искали чудес или телесного исцеления, но стремились найти истину, вступив на путь покаяния и воцерковления, сознавая свою духовную нищету перед Богом. Тем же, кто приходил к ней без упования на помощь Творца и воспринимал ее как чародейку-целительницу, она никогда и ни в чем не помогала. Таким образом, соприкасаясь с чужим горем, матушка Валентина старалась привить человеку духовный навык упования на милость Господа, на помощь Его Пречистой Матери и предстательство святых угодников Божиих.
Глубокой, искренней любви и благоговения к матушке Валентине исполнены воспоминания ее земляков и односельчан, до сих пор с благодарностью Богу рассказывающих о тех многочисленных случаях чудной помощи со стороны матушки, свидетелями и участниками которых они были в разное время. В этих свидетельствах образ блаженной зримо предстает перед нами во всей своей духовной красоте.
Она запомнилась своим современникам, людям, проживавшим по соседству с нею, как человек необыкновенной доброты и сострадания, постоянно пребывавший в молитве. Очень важно, что все, кто пережил в своей жизни благодатную помощь, оказанную им матушкой, были когда-то детьми, но даже спустя десятилетия, благоговейно, как величайшую святыню, сохранили память о ней, — осветившей их земную жизнь своими молитвами перед Господом.
Редко о человеке, почившем сорок лет назад († 1966), вспоминают с такой любовью и признательностью за его бескорыстное, самоотверженное служение Богу и людям, как о матушке Валентине, которую еще при жизни односельчане называли святой.
В конце XX века по причине известных перемен, происшедших в жизни общества, многие стали посещать храмы Божьи, познали Господа. У каждого человека свой неповторимый путь Богопознания, столь же особенный, как и каждый человек. Веянием Духа Святого Господь касается души человеческой скрытым для посторонних образом глаз образом. И только тот, кто сам пережил опыт соприкосновения с промыслительным и бесконечно любвеобильным попечением Творца о нас, — кто сердцем ощутил благодать и помощь Небесного Отца, — тот способен осознать всем своим существом, что Господь всегда близок к человеку.
Блаженная Валентина и сегодня, после упокоения в обителях небесных, помогает людям яснее понять это. Подтверждение мы находим в свидетельствах о ее молитвенном предстательстве о нас перед Богом, — в свидетельствах, которые принадлежат нашим современникам, сподобившимся через молитвенное обращение к матушке Валентине открыть для себя Господа Животворящего и укрепиться в вере.
Сами по себе чудеса не являются главным признаком духовной жизни христианина, потому что верующая душа ищет вовсе не то, что способно ее удивить. Она стремится к Богу и ищет пути к Нему. «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», — говорил Господь наш Иисус Христос. (Лк. 10: 21). Именно в свете этих слов Спасителя следует воспринимать и те свидетельства о матушке Валентине, которые сегодня открываются многим нашим современникам.
 
«Валентина Минская. Святая 20-го века.»   (12 января 2009, 12:00)
Программа «Время». 6 февраля 1966 г.: «Передаем сообщение ТАСС. Сегодня 6 февраля Советская космическая станция «Луна-9» впервые в истории человечества совершила посадку на луну. Советский Союз открыл новую эру в освоении космического пространства и приблизил момент, когда на Луну ступит нога человека. Поздравления в СССР приходят из многих стран».
 
В этот же день в небольшую белорусскую деревню Коски съехались тысячи людей, чтобы проститься с Валентиной Сулковской, которую еще при жизни называли «последней Святой и провидицей на этой грешной земле»… Большинство ее пророчеств действительно сбылось, хотя помнят ее люди не за это.

 Собор белорусских святых пополнился еще одним именем — 6 февраля канонизирована Валентина Минская, умершая сорок лет назад в деревне недалеко от Дзержинска
 
Место упокоения святой блаженной Валентины Минской. Приход Святого Николая Чудотворца, д. Станьково Дзержинского района Минской области.
 
В деревню Крысово едут со всей страны
Мы отправились в деревню, рядом с которой расположено кладбище, где похоронена Валентина Сулковская.
- Вы да святой? — дом 80-летней Аллы Адольфовны Таран стоит на окраине Крысово. Так что расспросы, как пройти на кладбище, ее и сына Петра не удивляют.
- Идут каждый день. Вот вчера как раз возле нашего дома блудили шесть женщин, все молодые, с иконкой, — Петр согласился показать дорогу на могилу Валентины Сулковской и нам.
- Она в Косках жила, тут недалёка. Хатка старая была. Яна многа-многа лет ляжала, за ней женщина добрая глядзела. Людзи хадзили да яе, лячылысь. Я и сама хадзила. И теперь едут — круг свет. Дароги не знают, машины на бетонке ставят, а там и кладбище недалёка. Да вы зразу знойдзеце яе магилку. Тольки знаеце что, гавораць, кали идзешь да яе, ничога плахога не думай…
Деревенское кладбище действительно оказалось недалеко. Через все кладбище протоптана единственная тропинка.
- Идите по ней, она прямо к святой могилке ведет, — Петр указал на самую высокую березу.
 
 
История храма или монастыря (в честь святого)
 
16.10.2007           Восстановление храма, в котором была крещена блж. Валентина Минская
В д. Станьково минского района был положен первый именной кирпич в восстанавливаемый Свято-Никольский храм, в котором была крещена блж. Валентина Минская. Настоятель Свято-Никольского прихода иерей Александр Микицкий у разрушенного храма отслужил перед иконой Свт. Николая Чудотворца молебен о призывании Благодати Святого Духа перед началом всякого доброго дела. После молебна все проследовали внутрь, где настоятель от лица верующих по благословению правящего архиерея положил первый кирпич в стену в ознаменование начала восстановления храма Божия, поруганного и разрушенного безбожными властями.
Строительство храма длилось 6 лет и было завершено в 1858 г. Фундатором, т.е. благотворителем храма был граф Эмерик фон Гутен-Чапский (1828 — 1897). Во времена гонений при советской власти в храме устроили зернохранилище, а в 1960-63 гг. храм был полуразрушен. В Свято-Никольском храме служил ещё прот. Феодор Чернявский, отец блаженной Валентины Минской. Сама же блаженная приняла здесь Святое Крещение и несла певческое послушание.
 

Она видела мир с его духовной, невидимой грешным стороны.
К ней приходили, и она душою видела людей.
Она давала ответы на вопросы, которые никто не мог сформулировать, но которые заставляли страдать человека, пришедшего к ней.
Она не спрашивала ни о прошлом просителя, ни о будущем. Она его видела так же ясно, как все мы видим материальный мир.
Никто от нее не слышал простых ответов. Поучения Валентина облекала в форму иносказаний, притч. И смысл их был понятен только тому, на чей внутренний вопрос она отвечала.
Матушка Валентина рассказывала людям, что их ожидает, но только тогда, когда считала это нужным. Она не была гадалкой. Она не была знахаркой. Все эти дешевые чудеса – не в традициях православия.
Но Валентина молилась за раскаявшихся грешников – и они исцелялись.
Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нем веру в Христа, призывала к покаянию и спасению.
Матушка Валентина старалась привить человеку духовный навык упования на милость Господа, на помощь Его Пречистой Матери и помощь святых угодников Божиих.
Одно было условие в ее собственной помощи: нужно было не просто искать чудес или телесного исцеления, нужно было стремиться найти истину, вступив на путь покаяния и воцерквления.
Мало кто знает из молодых, что такое воцерквление. Отказ от мяса во время поста уже считают подвигом. А воцерквленный не только соблюдает посты и все православные правила. Он работает над своей душой, он убивает в себе даже намеки на греховные помыслы. Быть воцерквленным – тяжелый труд. Но он ведет к Господу.

 
В изображении на иконе святой блаженной Валентины Минской нетрудно узнать Валентину Федоровну Сулковскую даже тем, кто может судить лишь по нескольким сохранившимся старым фотографиям. На одной из них, 1912 года, – видная молодая женщина с короткой пышной стрижкой, в темном платье с кружевным воротничком, на другом кадре даже… с гитарой в руках! Более того, она – невеста на свадьбе: по левую руку сидит бравый жених в военной форме, Федор Васильевич Сулковский, вокруг – многочисленные родственники. Валентина Федоровна прожила долгую драматичную жизнь – она немало перенесла, перестрадала и скончалась в 1966 году. В феврале 2006 года по решению Святого Синода Белорусской православной церкви Валентина Сулковская причислена к лику местночтимых святых, в чине блаженной – первой в истории БПЦ Ссылка  на сайт, где подробно описано как найти могилу Святой православной Валентины Минской http://stankovo.hram.by/index/palomnichestvo.html 


Сайт создан в рамках реализации сетевого проекта "Совершенствование работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через создание виртуального духовно-просветительского центра" школами №55 и №123 г. Минска.
Телефон администратора сайта: 8-029-504-21-22 (МТС), 8-029-109-86-84 (Velcom), Рита Евгеньевна
Электронная почта: andreenko@minsk.edu.by 

Счётчик посещений 

Рейтинг@Mail.ru

© krinica-sch55

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Бесплатный хостинг uCoz